Концерн «Алмаз-Антей» не справляется с оборонным заказом

Фрадков Михаил Ефимович председатель Совета директоров Медовников Владимир Фёдорович заместитель председателя Совета директоров

Правление

Новиков Ян Валентинович председатель Правления, генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» Белоцерковский Борис Михайлович заместитель генерального директора по экономике и управлению издержками производства Вавилов Олег Витальевич заместитель генерального директора по капитальному строительству Ведров Александр Анатольевич заместитель генерального директора по производственно-технологической политике Дзиркалн Вячеслав Карлович заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности Друзин Сергей Валентинович заместитель генерального директора по научно-техническому развитию — первый заместитель генерального конструктора Камнев Павел Иванович научный руководитель Князев Виталий Иванович заместитель генерального директора по общим вопросам Коваль Александр Георгиевич заместитель генерального директора по стратегическому развитию Коновалов Владимир Анатольевич заместитель генерального директора по правовым вопросам Недашковский Аркадий Анатольевич помощник генерального директора Нескородов Виталий Владимирович заместитель генерального директора по заказам и поставкам продукции военного назначения Подвязников Михаил Львович заместитель генерального директора — директор СЗРЦ Савицкий Дмитрий Владимирович заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Созинов Павел Алексеевич генеральный конструктор — заместитель генерального директора Улумбеков Рустам Фаридович заместитель генерального директора — финансовый директор

Генеральный директор

Новиков Ян Валентинович

Родился 3 октября 1959 года в г. Ленинграде.

В 1981 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 1991 году — военный финансово-экономический факультет при Государственной финансовой академии.

С 1977 по 1995 год — служба в Вооруженных силах СССР и РФ.

С 1995 по 1998 год — работа в бизнес-структурах.

С 1998 по 2002 год — работа в Администрации Ленинградской области.

С 2002 по 2013 год — заместитель генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз — Антей».

С 2013 по 2014 год — первый заместитель генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз — Антей».

С марта 2014 года — генеральный директор ОАО «Концерн ПВО «Алмаз — Антей».

С ноября 2015 года — генеральный директор АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей».

Кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ.

Имеет государственные награды.

Генеральный конструктор

Созинов Павел Алексеевич

Родился 26 октября 1959 года в районном по­селении Юрино Юринского района (Марий Эл).

В 1982 году окончил Мин­ское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО по специ­альности радиотехнические средства.

С 1983 по 2000 годы — служба в Вооруженных силах СССР и РФ. Военную службу закончил в должности главного научного сотрудника 2-го Центрального научно-исследо­вательского института Минобороны России.

В 2001 году назначен на должность заместителя генерально­го директора ОАО «ЦКБ «Алмаз».

В 2002 году стал заместителем ге­нерального конструктора по НИОКР ОАО «НПО «Алмаз», а в 2004 году — первым заместителем генерального конструктора — заместителем гене­рального директора по научно-техническому раз­витию ОАО «Концерн ПВО «Алмаз — Антей».

В 2013 году назначен генеральным конструктором Концерна ПВО «Алмаз — Антей» (с 2015 года — Концерна ВКО «Алмаз — Антей»). В 2011-2014 годах также являлся генеральным кон­структором ОАО «Головное системное конструктор­ское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

Член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (ВПК РФ), член Научно-технического совета ВПК РФ, генеральный конструктор системы ВКО Российской Федерации, председатель Совета генеральных и глав­ных конструкторов по системе ВКО, действительный член Академии военных наук, действительный член Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.

Награжден орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Научный руководитель

Камнев Павел Иванович

Родился 14 ноября 1937 года в Махачкале.

В 1961 году окончил Московский авиационный институт.

В 1960 году поступил инженером-расчетчиком на Машиностроительный завод имени М.И. Калинина в Свердловске. Работал руководителем группы, начальником конструкторского бюро, заместителем начальника конструкторского отдела, заместителем главного конструктора, первым заместителем главного конструктора.

С 1991 года назначен первым заместителем главного конструктора-руководителя Свердловского МКБ «Новатор».

С 24 апреля 1996 г. — генеральный конструктор-руководитель ФГУП «ОКБ «Новатор».

С 20 сентября 1996 г.- генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «ОКБ «Новатор».

С апреля 2017 года — научный руководитель Концерна ВКО «Алмаз — Антей», председатель совета директоров АО «ОКБ «Новатор».

Доктор технических наук (2004), профессор; член-корреспондент Российской Академии ракетных и артиллерийских наук.

Награды: орден «Знак Почета» (1981г.), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007), медаль «Ветеран труда» (1979г.), Юбилейная медаль «300 лет Российскому Флоту» (1996г.), юбилейная медаль Минобороны России «Адмирал Горшков» (2006г.).

Герой Труда Российской Федерации (2016). Лауреат Государственных премий Российской Федерации: в области науки и техники (1997), науки и технологий (2007), имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова (2017). Почетный авиастроитель (2003г.), Почетный гражданин Свердловской области.

Заместители генерального директора

Белоцерковский Борис Михайлович заместитель генерального директора по экономике и управлению издержками производства Вавилов Олег Витальевич заместитель генерального директора по капитальному строительству Ведров Александр Анатольевич заместитель генерального директора по производственно-технологической политике Дзиркалн Вячеслав Карлович заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности Друзин Сергей Валентинович заместитель генерального директора по научно-техническому развитию — первый заместитель генерального конструктора Захряпин Николай Юрьевич заместитель генерального директора по режиму и безопасности Князев Виталий Иванович заместитель генерального директора по общим вопросам Коваль Александр Георгиевич заместитель генерального директора по стратегическому развитию Коновалов Владимир Анатольевич заместитель генерального директора по правовым вопросам Нескородов Виталий Иванович заместитель генерального директора по заказам и поставкам продукции военного назначения Подвязников Михаил Львович заместитель генерального директора — директор Северо-Западного регионального центра Савицкий Дмитрий Владимирович заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Созинов Павел Алексеевич генеральный конструктор — заместитель генерального директора Улумбеков Рустам Фаридович заместитель генерального директора — финансовый директор

Источник

Концерн «Алмаз-Антей» не справляется с оборонным заказом

Правительство определилось требованиям к руководителям ключевых промышленных предприятий, сформулировало их в директиве № 4440п-П7 от 18.06.2018 и разослало заинтересованным лицам. «Письмо счастья» получили в том числе Концерн ВКО «Алмаз-Антей», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» и т.д.

Отдельной строчкой есть требования для руководителей предприятий оборонной промышленности, среди которых: профильное высшее образование, необходимый опыт руководящей работы в отрасли, знание специфики производства, отсутствие препятствий к получению допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, исключительное наличие российского гражданства (в том числе отсутствие двойного гражданства) и др.

Много раз отмечалось, в том числе и в прессе, что руководящие должности в ОПК зачастую занимают лица, не отвечающие необходимым требованиям, не имеющие образования и опыта работы, а назначаются лица, исходя из местечкового принципа, клана, цель которых выжать все и обогатиться любой ценой. Наглядных примеров по нашей необъятной стране масса. Но мы расскажем факты от источников, владеющих информацией о делах в Концерне ВКО «Алмаз-Антей».

Эффект Новикова

«Герой» нашего дня — генеральный директор ВКО «Алмаз-Антей» Ян Новиков. Он не имеет профильного образования, как поговаривают в окружении, не знает специфики производства. Как же так получилось, что он получил эту должность? Все случилось после того, как в июне 2003 года был убит руководитель холдинга ПВО «Алмаз-Антей» Игоря Климова. Зато Новиков, как это принято говорить, является «эффективным менеджером».

За годы его «эффективного» управления большинство предприятий концерна пришли. Поговаривают, что случаются и срывы гособоронзаказа.

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол»» по итогам 2017 года показало выручку 8, 85 млрд. руб., которая по сравнению с прошлым годом сократилась на 24, 3 млрд. руб.

Читайте также:  Как сделать солевой компресс для суставов?

Негативная динамика показывает снижение уровня выручки от продаж готовой продукции с 30,71 млрд руб. до 7,26 млрд. руб., а также снижение выручки от продажи товаров и покупных изделий: с 2,17 млрд. до 840 млн. рублей. Валовая прибыль за 2017 год составила 950 млн. рублей, в то время за 2016 год она составляла 7,62 млрд. рублей, падение прибыли с 4,6 млрд. до 171 млн. рублей.

Дебиторская задолженность увеличилась с 2,84 млрд. и составила 8,73 млрд. рублей; кредиторская — на 11,54 млрд. и составила 14,19 млрд. рублей.

Данное предприятие входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей». Что-то это не похоже на последствие эффективного управления.

В среде рядовых сотрудников концерна принято жаловаться, что руководство экономит средства на развитие предприятия: не производит ремонт производственных помещений, закупку необходимого оборудования, охрану и безопасность рабочих.

Согласно официально опубликованной информации, планом технического перевооружения АО «ММЗ «Авангард»», в 2015 году предусматривалось приобретение нового оборудования, модернизация и капитальный ремонт существующего оборудования на сумму 1,451 млрд рублей, в том числе по проекту технического перевооружения производственных мощностей. Однако найти информацию о выделении средств на проведение модернизации ни в 2015, ни в 2016, ни в 2017 годах Концерном не удалось. Не этим ли объясняются неудачные изготовления и пуски новейших ракет?

Как известно, на должность ген.директора АО «ММЗ «Авангард»», единственного в России и в мире предприятия по изготовлению зенитных управляемых ракет по указанию Яна Новикова был назначен Ведров А.А., который не имеет ни профильного образования, ни опыта работы по производству ЗУР.

Претенлдующие на эту должность тут же распустили слух, что якобы Ведров свой заветный диплом финансиста получил на 4-м десятке жизни «без отрыва от производства».

Не литературные дела «Авангард-ЛИТ»

Некоторые эксперты обращают внимание, что концерн активно «расстается» с «непрофильными активами» предприятия: продаются цеха, объекты социальной инфраструктуры и все прочее.

Так же, поговаривают, что на арендованных площадках предприятия происходят не совсем законные дела. Так, якобы, на арендованной площади цеха АО «ММЗ «Авангард»» частное предприятие «Авангард-ЛИТ» производит литье из магния без наличия соответствующих лицензий, без согласования Департамента природопользования и окружающей среды г. Москвы.

Производство изделий магниевого литья относится к взрывопожароопасному и химически опасному, в том числе токсичному, производственному объекту, получить лицензию на данный вид деятельности, расположенный в центре мегаполиса, невозможно. Должностные лица АО «ММЗ «Авангард»» выкупили часть акций ООО «Авангард-ЛИТ» за 7500 руб. и приобретают продукцию исключительно у них на много миллионов рублей. Может быть, поэтому руководство предприятия может закрывать дела на то, что происходить на арендованных площадях? Есть шанс, что через эти закупки «выводятся» бюджетные средства?

Кроме этого на рынке ходят слухи, что ООО «Авангард-ЛИТ» осуществляет перечисление денежных сумм в особо крупных размерах фирмам НП «Факел» и НП «Авангард-Факел», одним из учредителей которых является Сазанов С.В.. Он часто выступает в качестве ответчика АО «ММЗ «Авангард»». Отдуваться за всех, как самого умного, руководство завода отправляет именно его. Он занимает должность его советника Ведрова.

Невероятно, но согласно официальным данным указанные фирмы Сазанова располагаются на территории оборонного предприятия в режимной зоне (корпус «ХХL» АО «ММЗ «Авангард»» является особорежимной зоной и пропуск на его территорию осуществляется только при наличии допуска к гостайне). Сомнительно, что услуги оказываемые Сазановым могут быть в научной деятельности в производстве магниевого литья и изготовления изделий с его использованием, так как учредитель и руководитель ООО «Авангард-Лит» Моисеев является доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой литья МАИ-МАТИ, как и Бобрышев, которые не нуждаются в сомнительных услугах и много миллионных платных консультациях. Из чего можно сделать предположение, что данная схема придумана для того, чтобы избежать проведения конкурсов на приобретение изделий из магния под видом аффилированного лица.

Многие помнят скандал с незаконным увольнением, порочащим честь и достоинство, деловую репутацию бывшего ген. директора АО «ММЗ «Авангард»» Мухаметова А.А.-Х. За восстановлением своего права Мухаметов А.А.-Х. обратился в суд и дело было прекращено за примирением сторон, т.к. Концерн принес свои извинения Мухаметову, изменил формулировку увольнения «по соглашению сторон» и выплатил компенсацию за свои действия.

Но есть и другие случаи. Работники рассказывают, что обращение в суд среди сотрудников не редкость. Также бывает, что суд выступает на стороне сотрудника, а завод вынужден выплачивать бюджетные средства на компенсации. Но условия простых работяг — это отдельная история.

Юра, прости, мы все про…

Кроме всего прочего сотрудники в разговоре «не под запись» жалуются на отсутствие достойной оплаты труда и плохой уровень охраны их здоровья и жизни.

К примеру, днем в 2016 году на заводе имени Калинина (завод «ЗиК», г. Екатеринбург), входящего в состав Концерна произошло ЧП: обрушение перекрытий кровли цеха, в результате чего 4 человека погибли и 14 получили травмы. Мало того, что у завода «ЗиК» вырос объем дебиторской задолженности более чем на 5 млрд рублей, но согласно бухгалтерской отчетности валовая прибыль в 2017 году снизилась на 9,24 млрд рублей.

Другим примером может служить изготовление одного-единственного транспортно-пусковой контейнера (ТПК), изготовленного на КМП без надлежащей разрешительной, технической и приемной документации, который был неоднократно признан комиссией несоответствующим требованиям, а его приемка и эксплуатация, на которой настаивало руководство Концерна, могла повлечь взрыв ракеты на старте при пуске, а значит человеческие жертвы.

В 2019 году производство более 500 ЗУР планировалось передать в АО «Кировское машиностроительное предприятие» (г. Киров, КМП), установочную партию которых КМП должно изготовить в 2018 году. Согласно информации с сайта Концерна. КМП введено в 2016 году, на строительство было затрачено 6 лет и более 26 миллиардов бюджетных средств. Особо отличившимся вручены государственные награды и почетные звания.

По сообщению китайских СМИ: «В 2015 г. Россия согласилась продать Китаю шесть новых ракетных систем противоракетной обороны С-400. Каждый ракетный батальон будет стоить 500 миллионов долларов, включая плату за обучение и запасные части и дополнительные ракеты. Каждый ракетный батальон С-400 имеет восемь пусковых установок, каждый из которых оснащен двумя ракетами, плюс центр управления, радар и 16 ракет, которые будут запущены. Все оборудование мобильное и ожидается, что оно будет доставлено к концу 2016 года.»

В 2016 году контракт выполнен не был, в конце 2017 года появилась сомнительная версия о том, что «часть отправленных из России в Китай по договорам ВТС ЗРК С-400 была повреждена в результате 9-ти бального шторма в морях у пролива Ла-Манш», из-за чего судно вернулось в порт Усть-Луга для разгрузки.

Видимо, решили «впарить» китайцам «форс-мажор». Однако специалисты утверждают, что подобное количество снаряженных боезарядом ракет никогда не транспортируют подобным образом, так как дешевле и безопаснее отправить их в соседний Китай по железной дороге.

По сообщению все тех же китайских СМИ, до настоящего времени контракт в полном объеме не выполнен, а на дворе середина 2018 г.!

Очевидно, за такую работу должен отвечать непосредственно руководитель предприятия. Особенно когда речь и дет о срыве стратегически важного договора военно-технического сотрудничества, «нелетающую» ракету 40Н6, мертворожденное Кировское машиностроительное предприятие (КМП), махинации и многомиллиардные расходы бюджетных средств, неразборчивую политику в кадрах.

И половины перечисленного должно было хватить для того, чтобы уйти в отставку.

<!— AddThis Button BEGIN —> <div class=»addthis_toolbox addthis_default_style»> <a class=»addthis_button_facebook_like» fb:like:layout=»button_count»></a> <a class=»addthis_button_»></a> <a class=»addthis_button_google_plusone» g:plusone:size=»medium»></a> <a class=»addthis_counter addthis_pill_style»></a> </div> <script type=»text/javascript» src=»//s7.addthis.com/js/300/addthis_.js#pubid=54027941″></script> <!— AddThis Button END —>

Читайте также:  Сколько срастается перелом: этапы и сроки заживления костей

Источник

Замглавы концерна «Алмаз-Антей»: наши новые разработки — ответы на угрозы авиабезопасности

Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» представит на авиасалоне МАКС-2021 перспективные технические решения, которые станут ответом на потенциальные угрозы авиационной безопасности. Это созданные по военным технологиям беспилотники, инновационные средства радиотехнического оборудования и тренажеры с искусственным интеллектом для диспетчеров. О проблемах, связанных с несправедливыми санкциями и бескомпромиссной конкуренцией на международном рынке управления воздушным движением, об особенностях национальной охоты на ретрансляторы в Магадане и на Камчатке рассказал в интервью ТАСС заместитель генерального директора концерна по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрий Савицкий.

— Дмитрий Владимирович, осуществляет ли концерн трансфер своих военных технологий в гражданское русло? Что из продукции гражданского назначения разработано с применением технологий военной сферы?

— Практически все гражданское оборудование, которое сегодня работает в управлении воздушным движением, так или иначе разрабатывалось изначально для ВВС и ПВО. При этом оно получило новое развитие в рамках задач, стоящих перед гражданской авиацией. Гражданские системы менее устойчивы к внешнему воздействию, чем боевые, но зато более надежны, способны работать круглосуточно и непрерывно. Концерн создает для гражданского сектора перспективную высокотехнологичную продукцию.

Одним из ярких примеров трансфера военных технологий в гражданскую тематику является радиолокационно-оптический комплекс обнаружения малоразмерных целей ROSC-1. Это диверсификация в чистом виде.

По техническому заданию Воздушно-космических сил РФ НПО «Алмаз» был разработан, прошел все испытания и принят на вооружение радиолокационный комплекс обнаружения и противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам (БЛА) РЛК-МЦ «Валдай», на основе которого был создан радиолокационно-оптический комплекс ROSC-1. В гражданском варианте комплекс получил еще дополнительные функции, связанные с орнитологией. В ближайшее время он будет испытываться в аэропорту Самары. По их результатам будут приняты решения, которые позволят Минтрансу России и Росавиации применять этот комплекс для обнаружения беспилотников и оценки орнитологической остановки в районе аэродрома.

— Какие новые системы для систем управления воздушным движением (УВД) создаются вами в настоящее время?

​​​​​​​- Давно известно, что в авиации революционные решения весьма опасны. Создание абсолютно новых систем — это большая редкость. Здесь должно идти постепенное и нормальное развитие. И тем, кто когда-то принимал радикальные решения, часто приходилось откатываться назад. Когда мы говорим о совершенствовании существующей техники, мы, как правило, имеем в виду эволюцию. Например, радиолокационные и навигационные комплексы развиваются в основном в плане надежности, точностных характеристик, развития программного обеспечения по обработке целей, автоматизации управления для работы без участия человека.

Наиболее динамично развиваются в нашей стране системы организации воздушного движения (АС ОрВД). Они по меркам сегодняшнего дня в достаточной степени совершенны, соответствуют всем стандартам и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Евроконтроля (Европейской организация по безопасности воздушной навигации). Здесь все улучшения направлены в основном на развитие автоматизации. Продолжим работать над совершенствованием человеко-машинного интерфейса, надежности работы системы, защиты информации, циркулирующей в АС ОрВД, от постороннего вмешательства

В прошлом году вступила в силу новая структура воздушного пространства над Москвой. Эта новая схема воздушного движения позволила развести потоки воздушных судов, помочь диспетчерам при таком интенсивном воздушном движении принимать взвешенные и своевременные решения. В этой части все системы ОрВД совершенствуются, так будет происходить и в дальнейшем.

— Какие новинки в сфере УВД будут представлены на МАКС-2021? Кто целевая аудитория этих разработок?

— Концерн представит на авиасалоне ответы на некие вызовы времени. В разное время в авиации происходили критические и трагические авиационные события, которые сегодня мы могли бы предотвратить с помощью наших современных технических средств. Это наши собственные разработки, они перспективны и высокоинтеллектуальны. Будем считать это нашей попыткой нейтрализовать какие-то потенциальные вызовы и угрозы безопасности.

На эту тему

Концерн покажет абсолютно новый и надежный радиолокатор обзора летного поля с очень приличными техническими характеристиками. Мы поставляем радиолокатор и саму систему обработки информации, которая позволяет качественно улучшить обеспечение безопасности наземного движения. Эта высокоинтеллектуальная система позволяет видеть не только на земле, но и на небольшой высоте при взлетах воздушных судов и при их заходах на посадку, а также все возможные препятствия, будь то человек, машина или собака.

На салоне состоится также презентация нашего нового РЛК — недавно разработанного компактного метеолокатора, который устанавливается на аэродромах. Это небольшое по размеру устройство также способно внести довольно внушительный вклад в безопасность полетов.

Кроме того, будет показана автоматизированная система разработки ВНИИРА, которая в прошлом году была поставлена в аэропорт Липецка. Аналогичная система, но увеличенная по составу рабочих мест диспетчеров, принята на эксплуатацию в мае этого года в Минском центре УВД Республики Беларусь. Представим и новые тренажеры, оборудование для аэродромных вышек и навигационные средства.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции в сфере производства оборудования УВД на внешнем рынке?

— Конкуренция в сфере систем УВД на внешнем рынке всегда была высокой и в дальнейшем, по всей видимости, будет только увеличиваться. Наши системы и средства ОрВД ничем не хуже зарубежных, а во многом даже лучше. Особенно с точки зрения цены, климатики и тех условий, в которых им приходится функционировать.

На мой взгляд, в условиях дальнейшей эскалации конкуренции мы должны ориентироваться прежде всего на ближайшее зарубежье. Надо признать, что страны СНГ уже успели далеко уйти от российского оборудования УВД. Мы, конечно, продолжаем поставлять некоторым бывшим советским республикам отдельные технические устройства и системы, но это мизер по сравнению с тем объемом продукции, который поступает к ним из США, Испании, Франции и даже Китая. Эти страны сегодня довольно дерзко демпингуют для того, чтобы окончательно завоевать рынок

В рамках МАКС планируется встреча с делегацией Казахстана. Концерн устроит презентацию проектов по модернизации системы ОрВД республики. Есть контакты с белорусскими коллегами, мы периодически с ними встречаемся.

— Не возникает ли каких-либо проблем с созданием систем УВД из-за применяемых в отношении России санкций?

— Возникает. Несмотря на то что наши системы соответствуют всем требованиям, предъявляемым к таким системам по всему миру, мы никак не можем прорваться на рынки высокотехнологичных стран. Там есть свои производители, и ими успешно созданы определенные ограничения. Крайне сложно поставлять автоматизированные системы в страны Европы. Хотя, конечно же, исключения есть. Отдельные подсистемы: радиолокаторы, средства навигации, средства связи — они тоже поставляются. А вот системы в целом, как правило, нет.

На сегодняшний день у нас имеется большой проект по Египту. Радиолокационное оборудование и средства связи туда поставляет наше дочернее предприятие НПО «Алмаз», а средства автоматизации — предприятие «Азимут», входящее в кооперацию с нами. Отдельные средства поставляются в Азию и Африку. Неоднократно мы пытались пробиться на рынок Индии, но там все очень сложно и закрыто. Прочное присутствие там израильских, испанских, американских и французских фирм практически закрывает для нас эти региональные рынки. Лоббирование происходит на очень серьезном уровне. Наши системы не хуже их систем, а по ценам даже намного привлекательнее, но это пока ничего не меняет. Мы надеемся, что после подписания в Росавации некоторых соглашений по взаимному признанию сертификатов, это положение, может быть, как-то изменится. Если будут подписаны соглашения с американцами и европейцами, то, возможно, нам будет легче со своими сертификатами выходить на внешний рынок.

Что касается проблем с санкциями, они на нас тоже повлияли. Теперь все российские системы поставляются нами со специальным программным обеспечением российского производства. Это делается для того, чтобы не допустить вмешательства в системы двойного назначения, какими являются системы ОрВД.

Читайте также:  Особенности реабилитации после перелома шейки бедра

На эту тему

Указ президента 2008 года о назначении концерна основным поставщиком систем ОрВД в стране предполагал, что все программное обеспечение должно быть российского производства. На сегодняшний день это требование полностью соблюдается. Сейчас идет подготовка к испытаниям отечественных процессоров для техники ОрВД. Пока вынуждены использовать отдельные элементы импортного производства, но непременно будем переходить на российские.

— Ведется ли у вас разработка и создание систем, которые могли бы управлять воздушным движением беспилотников?

— Развитие системы управления дронами идет по какому-то особому революционному пути, хотя на самом деле такой подход чреват определенными проблемами. На мой взгляд, существующие системы АС ОрВД необходимо обязательно дорабатывать до возможности управления дронами. К этой теме успели подключиться множество организаций, не имеющих никакого опыта в вопросах управления воздушным движением. Опасно разделять систему управления дронами с системой управления воздушным движением. При этом центр управления воздушным движением — это ведь объект двойного назначения, который взаимодействует с органами ПВО. Все заявки на использование воздушного движения должны проходить через единый центр.

На данный момент и Совет безопасности, и Совет Федерации уделяют большое внимание вопросам единого управления как дронами, так и всеми остальными участниками воздушного движения, но единого понимания здесь пока что нет.

— Расскажите, пожалуйста, о работе концерна над беспилотником «Волк-18».

— Разработка ведется в рамках работ над комплексом обнаружения беспилотников ROSC-1 или РЛК МЦ. «Волк-18» — это такой беспилотник-перехватчик. Он может использовать специальные сети, которые набрасываются на другие беспилотники. Его предназначение — наименее летальными и опасными средствами обеспечить ликвидацию других аппаратов. При этом он практически невидим для других БЛА.

На сегодняшний день эта система проходит испытания. Разумеется, концерн занимается не только им, имеются у нас разработки и для военных. Мы планируем эту систему применять именно для гражданских аэропортов, скоро «Волк-18» будет испытываться в Самаре. Защита аэропортов от беспилотников-нарушителей сейчас не столько техническая, сколько юридическая. Эти вопросы находятся на стыке компетенции различных ведомств. И пока непонятно, кто должен принимать решения по применению таких систем перехвата. Необходимо подготовить соответствующие нормативные документы.

— Как самая главная компания в стране, которая занимается разработкой систем управления воздушным движением, вы также создаете и тренажеры для диспетчеров. Расскажите об этой сфере вашей деятельности.

— Да, мы разрабатываем современные тренажеры, на которых проходят обучение диспетчеры. Как правило, они полностью копируют системы, которые ставятся в тех или иных регионах, для того чтобы диспетчер мог отработать ситуации на индикаторах, аналогичных тем, на которых ему предстоит работать. Тренажеры разделяются на два типа: это «вышки» — тренажеры для командно-диспетчерского пункта, они достаточно специфичные — полный обзор 360 градусов, который позволяет диспетчеру руководить движением на летном поле, на взлете и посадке.

И есть тренажеры автоматизированных систем организации воздушного движения. Это районные центры, аэродромные центры ОрВД. Все эти тренажеры делаются кооперацией нашего концерна. Кто производит сам автоматизированные системы, тот и производит тренажеры. НПО «Алмаз» готовит оборудование АС ОрВД «Топаз» и тренажеры к нему. «Азимут» делает свои тренажеры для вышки и для центров ОрВД. ВНИИРА создает тренажеры для систем планирования. И есть еще фирма НИТА, которая также занимается подобными системами. Четыре производителя систем — четыре производителя тренажеров. И все производят системы на очень высоком уровне.

— Используются ли в этих тренажерах системы с применением искусственного интеллекта?

— Во всех автоматизированных системах, которые применяются в России, присутствуют элементы искусственного интеллекта. В новейших системах, которые создавались для укрупненных центров ОрВД, уровень искусственного интеллекта очень высок. Искусственный разум предвидит ситуацию, подсказывает решения диспетчеру, предупреждает об опасных сближениях. Причем это происходит не только на кратковременных интервалах, а уже на этапах планирования. Так что все это применяется и на тренажерах, ибо они являются точной копией самих систем ОрВД.

— Дмитрий Владимирович, вы представляли Россию в ICAO, как считаете, чья система организации воздушного движения лучше? Европейская, организованная по принципу зональной навигации, или наша?

— Система зональной навигации — это скорее технико-организационный термин. Система организации воздушного движения в Европе и у нас приблизительно одинаковая. По уровню автоматизации наша система абсолютно ничем не хуже, а во многом, как я уже говорил выше, даже превосходит существующие системы и в Европе, и в Америке.

Технические средства, как радиолокационные, так и навигационные, находятся на одном уровне, но вы посмотрите, что такое Европа и что такое Россия? Вот в прошлом году мы сдали якутский центр ОрВД, который обслуживает 4 млн кв. км. Это по размерам практически вся Европа. Но при этом энергетическая инфраструктура, инфраструктура связи у нас заметно отстает от европейской. Конечно, в Европе могут позволить себе поставить радиолокатор, просто оградив его красивым заборчиком. У нас такой вариант невозможен

Было время, когда американцы ставили у нас ретрансляторы в Магадане и на Камчатке, которые позволяли увеличивать дальность действия станций УКВ диапазона. Эти ретрансляторы ставились в вандалоустойчивом исполнении на высоких магаданских сопках. И вот представьте, даже такие неприступные устройства пытались вскрыть! Оставить без присмотра оборудование у нас невозможно. А как сравнить работу диспетчера в районе Копенгагена и в районе Тикси? В Дании он обслуживает 100 самолетов, а у нас на Тикси — один. Но при этом условия работы и жизни там совершенно разные. Вот в Гренландии ничего не стоит, по побережью бродят одни пограничники, а локаторы там только военные, а не для целей УВД. Мы же вынуждены устанавливать ретрансляторы и другое оборудование у себя в таких глухих местах в том числе и для того, чтобы обеспечить полеты, например, по кроссполярным трассам. Конечно, это большие затраты, но при этом мы успешно выполняем свои обязательства перед международным сообществом.

— Как идет работа по выполнению программы укрупнения центров единой системы организации воздушного движения?

— Программа укрупнения центров ОВД по формуле — из 118 в 12 и плюс три практически уже выполнена. Всего укрупненных центров сегодня уже 10, плюс создано три особых центра. Переоснащение оборудованием ОрВД произошло на более чем двухстах аэродромах. Особый центр был создан в Петропавловске-Камчатском и в Калининграде. И в Крыму создан такой же особый центр. В этом году, надеюсь, сдадим укрупненный центр ОрВД в Санкт-Петербурге. Предстоит также работа по переоснащению единственного центра, который пока функционирует с иностранной системой, — это Ростов-на-Дону. Она была поставлена там давно и сейчас просто вырабатывает свой ресурс. В следующем году обязательно заменим ее на отечественную.

В Крыму нами оснащается аэродром совместного базирования Бельбек. В этом году с «Газпромом» заключен контракт по оборудованию аэродрома Левашово в Санкт-Петербурге, и через два года там появится новый аэропортовый комплекс.

Система ОрВД в России — это система двойного назначения, и она должна четко взаимодействовать с военными. Здесь надо понимать, как правильно создавать такие системы, в том числе и с точки зрения запрета доступа туда всевозможных «заинтересованных» лиц. Считаю, что мы создаем устойчивую, надежную систему. Опыт концерна в создании современных систем и средств ОрВД и ПВО позволяет решать все поставленные руководством страны задачи.

Источник