Конспект урока по биологии на тему «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
8 класс
План урока: (По учебнику Сонина Н. И.)
Тема: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».
Цель урока: изучить различные виды травм системы опоры и движения и научиться оказывать доврачебную помощь.
Задачи урока
Образовательные: охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи;
Развивающие: развивать умения оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; логически мыслить, придумывать и задавать вопросы;
Воспитательные: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.
Оборудование: учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н. И., компьютер, мультимедийный проектор, презентация, макет скелета человека.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, лекция, частично-поисковый.
Ход урока
— Для начала вспомним, какие функции выполняет скелет?
— Какие типы соединения костей бывают?
— — Из каких веществ состоят кости? Какое свойство они придают костям?
— По форме кости различают?
— На какие части делится скелет?
Опорную, защитную, двигательною (к костям прикрепляются мышцы, сухожилии, хрящи, благодаря которым осуществляется движение)
Неподвижное — кости соединяются при помощи швов (кости черепа),
Полуподвижное — кости соединяются при помощи хряща (позвонки позвоночника, ребра с грудиной). Кости могут относительно смещаться друг друга.
Подвижное — это суставы. Состоит сустав из суставной ямки в которую входит головка кости (тазо-бедренный сустав, коленный, локтевой, лучезапястный, голеностопный).
Неорганические вещества — вода и минеральные соли. Придают твёрдость костям.
Органические вещества — белки, жиры и углеводы. Придают гибкость костям.
1. Длинные, трубчатые (кости конечностей — локтевая, лучевая, бедренная, плечевая).
2. Короткие, трубчатые (фаланги верхних и нижних конечностей, кости запястья, пясти, предплюсны, плюсны).
3. Плоские (тазовые кости, лопатка, грудина, кости черепа)
4. Смешанные (позвонки позвоночника)
1)Череп (лицевой и мозговой отделы). Защита головного мозга.
2)позвоночник (33-34 позвонка, имеет 4 изгиба). Защита спинного мозга.
3)грудная клетка (грудина -рукоятка, тело, мечевидный отросток. 12 пар рёбер). Защита внутренних органов.
4)Пояс верхних конечностей А. плечевой пояс — лопатка, ключица. Опора для свободных верхних конечностей. Б. пояс свободных верхн. конечностей — плечевая, локтевая, лучевая кости, запястье, пясти, фаланги пальцев.
5)Пояс нижних конечностей А. тазовый пояс — тазовые кости. Б. пояс свободных нижних конечностей — бедренная кость, большая берцовая, малая берцовая, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.
Новая тема «Спинной мозг его строение и функции»
27 мин
— Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».
— Сегодня мы поговорим с вами о травмах опорной системы. Рассмотрим симптомы различных повреждений и научимся оказывать доврачебную помощь.
— Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
— Правильно, это ушибы костей, переломы, вывихи, растяжения. Они являются наиболее распространёнными видами травм.
— Переломы костей: Несмотря на прочность, при ранениях, сильных ушибах, падениях кости иногда ломаются. Чаще происходят переломы костей конечностей.
При подозрении на перелом полная неподвижность поврежденной части тела облегчит боль и предупредит смещение обломков кости, которые могут повредить острыми краями окружающие ткани.
Сломанную конечность обездвиживают шинной повязкой. Специальные шины есть в лечебных учреждениях и аптеках. На месте происшествия их можно изготовить из досок, веток, картона. Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку. Шина должна находиться не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. В этом случае части сломанной кости не смещаются. Шину плотно прибинтовывают к конечности широкими бинтами. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой.
При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы, кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
Не при всяком переломе можно наложить шину. При подозрении на перелом ребра пострадавшему предлагают выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого — дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают.
При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь. Ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении, так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинуться и повредить спинной мозг.
При переломах черепа пострадавшего надо уложить на спину, голову слегка приподнять во избежание внутричерепного кровоизлияния и немедленно вызвать врача.
Растяжения: В результате неловких движений или ушибов могут повреждаться связки, соединяющие кости в суставе. Вокруг сустава появляется отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль. Такое повреждение сустава называется — растяжением.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить пузырь со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчает боль, предупреждает развитие отека, уменьшает объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна и тугая фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать или нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказания первой помощи нужно обратиться к врачу.
Вывих: неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей — вывих. При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины. Происходит растяжение, а иногда и разрыв связок, что сопровождается сильной болью. Попытка вправить вывих без врача может повлечь за собой еще более серьезные повреждения.
Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечить полный покой суставу. Руку следует подвесить на косынке или бинте, а на ногу наложить шину, используя подручные средства. Для уменьшения боли к травмированному суставу следует приложить пузырь со льдом или холодной водой. Затем пострадавшего необходимо доставить к врачу.
Отечность, резкая боль, нарушение функций сустава
Иногда кровоизлияние.
Тугое бинтование сустава;
Холод на место повреждения;
Доставить в лечебное учреждение.
Вывих суставов
Резкая боль в суставе;
Конечность в неестественном положении;
Движения в суставе затруднены или невозможны.
Обеспечить неподвижность месту повреждения;
Холод на место повреждения;
Дать обезболивающее;
Доставить в лечебное учреждение
Переломы костей
Резкая боль;
Изменение положения формы, иногда длины конечности;
Нарушение функций конечности;
Появление отечности и кровоподтека.
Полная неподвижность
поврежденной части тела;
Дать обезболивающе;
Доставить в лечебное учреждение.
Записывают число и тему урока.
Слушают учителя
Переломы, вывихи, растяжения.
Слушают учителя
Закрепление изученного материала
10 мин
— Окажите первую помощь однокласснику, предположив, что у него открытый перелом предплечья.
— Окажите первую помощь однокласснику, предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Обоснуйте свои действия.
— Окажите первую помощь однокласснику, предположив, что у него вывих в локтевом суставе.
Учатся оказывать первую помощь одноклассникам
Домашнее задание
2 мин
Запишите домашнее задание: выучить записи в тетрадях, изучить текст учебника.
Записывают задание
Источник
Урок биологии «Первая помощь при переломах костей»
Общеобразовательная средняя школа № 3 им. Абая г.Талгар Алматинская область
Подготовила и провела учитель биологии Мартынова Л.В.
Тема урока: первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов и переломов костей.
Цель урока: изучить виды травм опорно-двигательной системы и правилами оказания первой помощи.
Задачи урока:
1. Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок. Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.
2. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
Формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы. Развивать внимание, умение работать в группах.
3.Способствовать формированию правил гигиены опорно-двигательной системы.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: лекция — беседа с демонстрацией, самостоятельная работа, практическая работа
ФОПД: индивидуальная, групповая
Учебник/литература: «Биология» 8класс ,Е. А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева ,«Мектеп» 2016
Оборудование: таблица «Виды травм опорно-двигательной системы», бинты, шины
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
1. Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета
Интерактивное задание: «Из костей восстановить скелет»
2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость — сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? Из какой ткани состоит кость? Какой химический состав кости?
Демонстрация опыта «Химический состав костей» (декальцинированная и прокаленная кости)
3. У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
4. Какие особенности человека связаны с прямохождением? (изгибы позвоночника, строение черепа, кисти, стопы).
Дома вы сделали след ноги. Спикеры каждой группы оцените правильность выполнения задания. У кого обнаружено плоскостопие? (свод стопы уплощается)Можно ли добиться исправления плоскостопия? (сообщение)
6. Каково строение сустава? Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости?
Что обозначено цифрами 1 и 2?
Объяснение нового материала
Проанализируйте ситуацию
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать.
— Что бы вы сделали на месте девочек?
Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему
Тема урока:
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (Запись в тетради)
Кости человека твердые , прочные. Сопоставьте следующие факты:
Большая берцовая кость — 1650 кг .
Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Плечевая кость — 850 кг, коленная чашечка -600 кг.
Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85-110 кг.
Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита -в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна ,как чугун. Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе или падении кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность
Статистическая информация. С точки зрения травматологов ситуации, в которых дети получают травмы, остаются неизменными, поэтому можно назвать несколько десятков типовых ситуаций, приводящих к наиболее тяжелой травме. Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года высоким остается уровень травматизма во время
перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;
— занятий по физической культуре от 20 до 17%; — экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;
— учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;
— соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю.
Какие виды травм скелета вы знаете? Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок
Работа в группах
Используя учебник, изучите различные виды травм по плану.
План работы:
1. Дайте определение вида травмы
2. Перечислите симптомы этого вида травмы?
3.Какую доврачебную помощь нужно оказать пострадавшему?
4. Практическое задание: окажите первую помощь
1. Группа — специалисты по ушибам ( Растяжение связок голеностопного сустава)
2. Группа — специалисты по вывихам (Вывих плечевого сустава)
3. Группа — специалисты по переломам костей (Закрытый перелом плечевой кости)
4. Группа — специалисты по переломам костей (Открытый перелом локтевой кости предплечья)
5. Группа — специалисты по переломам костей (Перелом костей грудной клетки, черепа и позвоночника)
Выступление представителей групп.
Ученики заполняют таблицу:
1. Приложить к поврежденному месту пузырь со льдом или холодное, смоченное водой полотенце для уменьшения отечности.
2. Наложить тугую фиксирующую повязку. Нельзя греть, дергать, вытягивать поврежденное место.
Для обезболивания подойдет простой или комбинированный анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин).
3. Обратиться в травмопункт
1. Полный покой сустава. Приложить холод.
2. Зафиксировать таким образом, чтобы были неподвижны два соседних сустава, для иммобилизации используют шины, дощечки, косынки.
3. Вправлять сустав может только врач
Полная неподвижность поврежденной части путем фиксирования. Шина должна заходить выше и ниже поврежденного участка, если это конечности. При переломе ребер пострадавший должен выдохнуть воздух из легких и дышать неглубоко. Грудную клетку туго забинтовать. При переломе позвоночника пострадавшего кладут на твердую поверхность и так транспортируют в больницу. Тело нельзя сгибать и наклонять. При переломах костей черепа больного укладывают на носилки животом вниз, под голову (лицо) подкладывают мягкую подстилку с углублением или ватно-марлевый круг
Обязанность, оказывающего первую помощь. Быстро оценить ситуацию Определить причину травмы .Создать покой. Холод .Наложить шину, повязку Сообщить учителю, родителю, 103.
Задание: Оценить представляемый мастер-класс, используя экспертную карту
Закрепление нового материала
1. Перечислите виды повреждений скелета
2. Перелом его симптомы. Какие меры первой помощи при открытом переломе?
3. Другие переломы.
4. Транспортировка пострадавшего.
Тесты
1. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при повреждении ключицы? А. Подвесить руку на косынку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Вложить небольшой валик в подмышечную впадину.
2. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при закрытом переломе локтевой кости? А. Наложить шину Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Прибинтовать шину к конечности
3. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при вывихе сустава? А. Доставить пострадавшего к врачу Б.Обездвижить конечность В. Наложить холод на поврежденное место Г. Плотно забинтовать поврежденный сустав
4. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при открытом переломе голени? А. Прибинтовать шину к конечности Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Обернуть конечность мягким материалом Г. Края раны обработать йодом, наложить повязку Д. Наложить шину
5. В какой последовательности надо оказать доврачебную помощь при переломе позвоночника? А. Туго перебинтовать грудную клетку Б. Отправить пострадавшего к врачу В. Сделать глубокий выдох Г. Дышать не глубоко
Биологические ситуации
1. Мальчик после падения с дерева стал жаловаться на боль в плечевом суставе. Он все время поднимал больную руку и плакал. Всем было ясно, произошла травма. Какой бы вы поставили диагноз?
Биологические ситуации 2. Катя и Ира, ученицы 5 класса. Когда они поднимались по школьной лестнице, чтобы пройти в школьную библиотеку, навстречу им бежали шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что случайно толкнули девочку. Ира упала и подвернула руку. От боли она заплакала. Рука болела так, что ею нельзя было пошевелить. Определите вид травмы и предложите меры первой помощи.
Биологические ситуации 4 Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болела кисть. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
Дополнительные вопросы на закрепление
1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте?
2.Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? 3. Что такое «привычный вывих»? У кого он бывает?
Домашнее задание
Пар.24 читать, отвечать на вопросы
Составить 5 тестовых вопросов с вариантами ответов
Составить кроссворд
Подведение итогов урока, оценивание
Источник
Конспект по биологии переломы кости
— Ребята сейчас вам нужно сделать задание на соответствие понятия и его формулировки. Найдем описание определения. Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице. Время выполнения (3 мин.)
А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.
Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.
В) хирургическая операция — удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.
Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.
Д) нарушение целостности кости
Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей
Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.
З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием
Ответы: 1З; 2А; 3Ж; 4Б; 5Г; 6В; 7Д; 8Е
— Закончили. Хорошо, а теперь проверим.
Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы совместно в группах должны заполнить, используя текст учебника. (Слайд 17-18) Учащиеся, работая с материалами учебника, выполняют самостоятельную работу (задание № 2 Приложение). В таблицах изображены виды повреждений, им необходимо: 1. определить вид повреждения. 2. описать симптомы. 3. написать ПМП. Та группа которая справится быстрее остальных поднимает руку. Время выполнения 5 минут. Используя текст учебника (параграф 16), заполните таблицу.
Схематическое изображение травмы
Схематическое изображение травмы
Боль. Быстро растущий, иногда синюшний отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.
Резкая боль. Припухлость в области травмы. Невозможность движений или появление подвижности в тех местах, где ее не дожно бытьНарушение формы и длины (если это конечность), искривление. При открытом переломе кровотечение, видны костные обломки.
Боль. Изменение формы сустава. Невозможность движений в суставе (сразу после травмы)
повреждении сосудов возможно развитие гематомы — ограниченного скопления крови в пространстве между слоями тканей. Основные признаки — это наличие очага покраснения, а затем синюшности в месте приложения травмирующего объекта, отёка и боли.
Накладывают тугую фиксирующую повязку, прикладывают холод.
Пострадавшей части тела придать неподвижность, используя шину, косынку или подручные средства-дощечки, картон(шина). Доставить пострадавшего в травпункт.
Чтобы уменьшить боль, можно дать пострадавшему анальгин или ибупрофен. Нередко при вывихах образуются кровоподтеки. Обработайте повреждение спиртом или перекисью водорода.
При ушибе мягких тканей в первые сутки показано применение холода с целью остановки излияния крови внутри тканей. Для этого используют пузыри со льдом, грелки с холодной водой. На область ушиба накладывают давящую повязку со свинцовой примочкой. При сильной боли может потребоваться назначение анальгетиков.
В случаях образования обширной подкожной гематомы или при наличии гемартроза показано проведение пункции для удаления крови.
Нельзя травмировать движениями.
Нельзя пытаться придавать костям их естественное положение, т. к. отломанные концы костей могут повредить мягкие ткани, разорвать кровеносный сосуд, повредить нерв.
Нельзя самому вправлять кости, вышедшие из сустава.
нельзя активно двигать ушибленной конечностью , если появилась гематома, нельзя её вскрывать
-массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны ! в течение 4-5 дней, не прикладывать лед на голое тело (только на специальный бинтик или полотенце)
Учитель после выполнения задания поправляет учащихся, если допущены ошибки.
— Ребята, а какие виды переломов вы знаете? (учащиеся отвечают)
-Правильно есть два вида переломов : открытый и закрытый. Чем же они отличаются? (учащиеся отвечают)
— Вы устали? Давайте проведем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 19) (2 мин) упражнение «Росток» (для повышения активности организма) Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
Работа в группах. Разбор ситуации. (Приложение 3) Слайд 20.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло? (ответы учащихся)
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
— У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой группы. Вы должны определить вид повреждения и что какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации. Время выполнения 5 мин.
Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.
Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.
Ситуация 2.Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Ни кто из ребят не знал, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по — этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.
Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.
Ситуация 1. Выпал первый снег и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» — покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.
Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.
Проверка выполненного задания.
Учащиеся высказывают свои мнения.
— Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление — перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д
-Запомните! Лечение травм — дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь. (Слайд 22-23)
5. Закрепление изученного материала. (5 мин) Слайд 24.
Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший и 1-2 учащихся, оказывающие ему помощь. Закончившие поднимают руку.
Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.
1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.
2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.
3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого вывих в локтевом суставе.
4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.
Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке? (ответы учащихся)
— Что лично вам дала такая работа? (ответы учащихся)
— Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Оценки!
И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
По типу незаконченное предложение:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал(а), что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
я попробую…
Напишите свои впечатления на листочках.
Наш урок окончен. Надеюсь, что ваш жизненный багаж и багаж знаний сегодня пополнился. Спасибо за урок.
§ 16, ответить на вопросы, выучить понятия.
Приготовить памятки — Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Дополнительно (в оставшееся время):
— В оставшееся время хотелось бы узнать — знаете ли вы о видах травм?
Учащиеся встают и отвечают:
— Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный.
Первая причина детского травматизма — повышенная двигательная активность , которая свойственна не только детям, но и всем детёнышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни. Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперёд, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлёкшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечён игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина — пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.
Предварительный просмотр:
Тест. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Тест. Выпишите номера правильных суждений.
1.Костная ткань состоит из живых клеток и межклеточного вещества.
2.Клетки костной ткани расположены упорядоченно.
3.Хрящи образованы эпителиальной тканью.
4.Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и кроветворную функции.
5.Тело трубчатой кости внутри заполнено красным косным мозгом.
6.Изгибы позвоночника и стопы не имеют приспособительного значения.
7.Сустав это подвижное соединение костей.
8.К плоским костям скелета относят кости таза, фаланги пальцев, кости предплечья.
9.Органические вещества придают костям прочность, гибкость, упругость
10.Тело трубчатой кости внутри заполнено желтым костным мозгом.
11. Рост трубчатых костей в толщину осуществляется за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы.
12. Длинные трубчатые кости состоят из губчатого вещества.
13.Кости образованы соединительной тканью.
14.С возрастом соотношение минеральных и органических веществ в костях почти не меняется.
15.Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет деления клеток образующих головки костей.
Найдите соответствие цифры и буквы
А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.
Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.
В) хирургическая операция — удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.
Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.
Д) нарушение целостности кости
Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей
Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.
З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием
Найдите соответствие цифры и буквы
А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.
Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.
В) хирургическая операция — удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.
Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.
Д) нарушение целостности кости
Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей
Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.
З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием
Источник статьи: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/09/29/urok-po-biologii-pervaya-pomoshch-pri-rastyazhenii-svyazok
➤Adblock
detector
|
|
|
Источник