Могила хирурга Тарасова П.М.
Могила хирурга Тарасова П.М. (мрамор), г. Челябинск, Успенское кладбище, юго-западная часть — выявленный объект культурного наследия (1901-1967 гг.).
Петра Михайловича Тарасова называют хирургом-легендой. Когда он шел по улицам, многие кланялись ему в пояс. Рассказывают: «Как-то мы ехали в трамвае, вдруг народ вскочил и бросился к окнам: «Смотрите, Тарасов идет!». «Меня оперировал сам Тарасов» – это считалось последней инстанцией, дальше только Господь Бог.
Петр Михайлович Тарасов родился в 1901 году в г. Екатериненштадте (ныне город Маркс) в семье рабочего мельницы. Отец рано умер, и Пётр с 14 лет совмещал работу с учёбой. Участвовал в Гражданской войне, в 1918 году вступил в ряды Красной Армии. С 1-й Саратовской дивизией участвовал в боях на Уральском, Восточном, Западном и Южном фронтах, служил в штабе, чуть ли не ординарцем Фрунзе. В 1921 году поступил на рабфак, в 1922 году – на медицинский факультет Саратовского университета. С 1927 года врач сельской районной больницы в Саратовской области. После окончания клинической. ординатуры у академика С. Р. Миротворцева – ассистент кафедры. В 1933 году приказом Наркомздрава был временно направлен заведующим хирургическим отделением Челябинской городской клинической больницы № 1. Но вся дальнейшая жизнь и деятельность Тарасова была связана с Челябинском. В 1934-1935 годы он организовал областную станцию переливания крови.
С января по май 1940 г. руководил эвакогоспиталем № 1722 (первого формирования). В годы Великой Отечественной возглавлял эвакогоспиталь № 1722, став майором медсанслужбы, одновременно ведущим хирургом всех эвакогоспиталей Челябинской области. Этот госпиталь размещался в четырехэтажном здании школы № 12, где сейчас находится Челябинский государственный институт культуры. Госпиталь специализировался на лечении огнестрельных ран бедра и ног. Но он был ближе всех к вокзалу, поэтому сюда везли самых тяжелых, умирающих раненых, снятых с поездов.
В условиях нехватки ваты для перевязок раненых, Тарасов предложил и успешно осуществил замену ваты простерилизованным мхом, который заготавливали в Катайском районе на озере Червяное.
В войну он спасал больных с абсцессом мозга, ранением сердца, аневризмой сонной артерии – то, чем гордятся сегодня, называя хирургией высоких технологий. А ученики Петра Михайловича вспоминают его крылатое выражение: «И обезьяну можно научить оперировать, а вот выходить хирургического больного – это искусство». Увидеть его в госпитале ночью у постели прооперированного было в порядке вещей. Из семи тысяч тяжелораненых в конечности, лечившихся у Тарасова, более пяти тысяч вернулись в действующую армию, на фронт.
В музее медицины г. Челябинска воссоздан кабинет доктора Тарасова с его массивным столом, за которым он работал, с книгами, которые он читал, с его научными трудами. Есть здесь и фотографии его учеников.
Одна из них – Дина Кузнецова, врач, отдавшая медицине больше пятидесяти лет жизни. А начинала она девочкой-школьницей в госпитале № 1722. Дина Владиславовна вспоминала, как впервые увидела Тарасова на обходе:
— Нельзя было не поразиться этому человеку. Он был фундаментальный. Увидев его, раненые как будто начинали светиться. Они были рады, когда он заходил в палату. И он был настолько по-мужски ласковым с ними. Сейчас я таких улыбок у мужчин не вижу. Одним словом, всех поражал этот человек своим отношением к людям. Он говорил: еще одна операция – и все будет хорошо. А больные отвечали: хоть десять, если будет делать Петр Михайлович.
Большое внимание Тарасов уделял тому, чтобы родственники брали из госпиталя домой раненых с ампутированными конечностями. Сам писал письма родным и близким и порой только благодаря его силе убеждения фронтовика-калеку забирали жены.
Сержанта переехал фашистский танк. В тяжелейшем состоянии, с переломом обоих бедер парня сняли с поезда и отправили в госпиталь 1722. Хирурги буквально «собирали» его по частям. Понемногу больной пошел на поправку. Но тут встал вопрос об ампутации ноги. Она не поддавалась лечению: мышцы, ущемленные обломками костей, не давали бедру срастись. Тогда Петр Михайлович сделал пластическую (!) операцию и спас парню ногу.
Другую потрясающую историю рассказывала профессор Наталья Тюрина, в войну работавшая хирургом этого госпиталя. Ночью у одного из раненых с аневризмой бедренной артерии появились симптомы разрыва сосуда. В любую минуту начнется кровотечение, и больной погибнет. Необходима срочная операция, но сделать ее по силам только Тарасову. Дежурившая по госпиталю Тюрина бросилась разыскивать начальника. Выяснилось, что он находится в медсанчасти МВД и готовится к операции у больного с абсцессом мозга. Узнав про ЧП, хирург отложил операцию и немедленно приехал в госпиталь. В течение нескольких часов Петр Михайлович стоял у операционного стола, спасая жизнь раненого. Затем вернулся в медсанчасть и до утра оперировал больного с абсцессом мозга. А наутро пришедшие на работу сотрудники госпиталя, как всегда, увидели своего начальника на боевом посту: Тарасов проводил обход больных, перевязки, консультации.
Одна из самых известных легенд о мастерстве хирурга связана с Даниилом Глубоковым. Вот как вспоминала эту историю хирург госпиталя Тамара Мирющенко: «Однажды к нам доставили в крайне тяжелом состоянии 18-летнего бойца. Его и оперировать-то было нельзя, не перелив прежде кровь. Кровь взяли тут же у операционной сестры Дарьи Павловны Кутеповой. Да и после операции она еще не раз делилась с этим солдатом своей кровью».Молодой боец, получивший тяжелое ранение в боях под Сталинградом, не скрывал радости, что попал в челябинский госпиталь – поближе к родному дому. Он был из Красноармейского района. В августе 41-го в 17 лет добровольцем ушел на фронт. Попал в парашютно-десантные войска, был ранен разрывной пулей в бедро и санитарным поездом направлен в Новосибирск. По дороге его не раз оперировали и везли дальше. До Новосибирска раненый не доехал, его сняли с поезда в Челябинске в ужасном состоянии. Ногу нужно было ампутировать, чтобы спасти парню жизнь.
Петр Тарасов оперировал бойца пять раз. Четыре с половиной месяца лечили солдата в госпитале. Ногу ему удалось сохранить. А когда боец пошел на поправку, Тарасов начал ненавязчиво убеждать его поступать в медицинский.
Но у молодого человека был талант к математике и совсем другие планы на будущее. Что больше подействовало: трудное положение семьи, которая не могла отправить сына на учебу, или обаяние врача, спасшего ему ногу и жизнь? Кто знает… Демобилизованный по ранению солдат в 1943 году поступил в Киевский медицинский институт, который был эвакуирован в Челябинск.
Ученик Тарасова стал блестящим терапевтом, профессором, доктором медицинских наук. А когда Петр Михайлович из-за инфаркта не смог работать, сменил своего учителя на посту ректора. Даниил Александрович Глубоков руководил Челябинским мединститутом тридцать лет с 1966 по 1995 год, получил звание почетного гражданина города.
Среди учеников Тарасова много замечательных личностей. Одна из них Анна Квитко-Каган. Ее призвали в армию сразу после окончания мединститута в 42 году. Направили в Сталинград. Но поезд дошел только до Саратова – эшелон разбомбили. Анна сама, практически пешком добиралась до Сталинграда, по дороге ее останавливали: девушка, ты куда, там же мясорубка. Но она дошла. Оказывала медицинскую помощь на передовой. Смогла все преодолеть. И вот – тяжелое ранение в боях на Курской дуге.
Анну Квитко привезли в госпиталь к Тарасову. Сама хирург, она хорошо знала, чем грозит ей это ранение. Но благодаря золотым рукам Петра Михайловича Аня выжила и вернулась на фронт, дошла до Берлина. После войны приехала в родной Челябинск, работала врачом-хирургом, училась у Тарасова, защитила диссертацию, преподавала, работала в горбольнице №1 и даже на пенсии консультировала больных. Ее общий трудовой стаж – 58 лет.
В 1944 году по материалам госпиталя Тарасов защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую лечению огнестрельных переломов бедра. В 1945 году ему присвоено звание доцента. С 1946 года работал в городской больнице, являясь доцентом кафедры общей хирургии, с 1956 года заведовал этой кафедрой. В 1949–1959 как главный хирург Челябинска много сделал для становления хирургической службы и подготовки хирургов. С 1959 года ректор ЧГМИ, где при нем был построен учебный корпус, здание студенческого общежития, межкафедральная научная лаборатория. Тарасов был хирургом с широким диапазоном деятельности, опытным преподавателем.
Его многочисленные ученики защитили кандидатские и докторские диссертации. Пётр Михайлович опубликовал около 50 научных работ. Тарасов был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, “Знак Почета”, грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Его имя присвоено кафедре общей хирургии медицинской академии и одной из улиц Челябинска; на одном из корпусов ГКБ № 1 в его честь установлена мемориальная доска.
Петр Михайлович Тарасов умер 11 августа 1967 года, не выдержало сердце. Проводить его в последний путь пришли тысячи челябинцев. Голова процессии стояла у гостиницы «Южный Урал», а «хвост» – у Дворца железнодорожников. Так город прощался со своим любимым доктором. Пётр Тарасов похоронен в 1 квартале Успенского кладбища в Челябинске, памятник на его могиле — памятник истории и культуры народов Российской Федерации.
По материалам публикаций Израиля Матовского, Елены Рохацевич и Нины Чистосердовой.
Источники: Могила хирурга Тарасова П.М./Памятник истории и культуры СССР//Составитель Колпакова В.С. – 1 декабря 1983;
https://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=3658; https://itogi74.ru/articles/kraevedenie/vyjavlennoe-nasledie-vypusk-100-legenda-cheljabinskoj-mediciny/
Основание для учёта: список №2 от 11.11.1992 г.
Источник
1907 ., — ., . ; ; . ..:. ..
8 1937 .
: , 7 1938 ., .: . 58-1 ..
: .7 1938 .- .4 1957 . .
:
1887 . , — .: ., , ., 19.
: .
1898 ., .;
1931 .
:
1917 ., ., -, .; ; ; , ..:- . ..
25 1941 . —
: . 31 1941 ., .:58-1 .
: 10 4 1962 . .
: — .
1920 ., . ;
: 10 1942 .
: 10
: ()
1894 ., . ; ; /; .:. .
26 1937 .
: . 19 1937 ., .:58-7-10-11 .
24 1937 .
: : 1937-1938
1881 ., ., . ; ; ; /; .:. -.
26 1929 .
: 5
:
1881 ., . ; ; /; .:. -.
27 1929 .
: 5
:
1881 ., . ; ; ; /; .:. -.
7 1937 .
:
:
1906 ., . — .; (); /; 125.:. -II.
2 1938 .
: 4 1938 ., .:. -9, -11 .
: 13 1938 .- . .24 1958 .
: .
1906 ., ., . ; ; /; .:. .
26 1937 .
:
:
1896 ., . , — -, , ; ; :. .
20 1945 .
: 21 1945 ., .: .
: 5
: .
1888 ., ., -, . -; ; . ..: ., -, . -.
21 1937 .
: . 25 1937 ., .: . 58-10 .
: .29 1937 .- .5 1960 . .
: .
24.07.1877, .; /; , .:, , 5-35.
28 1935 .
: 4 1935 ., .:.
: 5 . . 27.10.36: 15 .8 1989 . .
: «» (-)
1892 ., ., , . -; ; ..:.
29 1937 .
: . 22 1937 ., .: . 58-10-11 .
: .27 1937 .- .4 1957 . .
: .
1896 ., .; ; ; .: ., -, …
13 1933 . .
: . 29 1933 ., .:58-14 .
: 5 25 1961 .
: .
., -, . ;
:
: .
1911 . :.
: 4 1935 ., .:.
: 5 . . 27.10.36: 15 .8 1989 . .
: «» (-)
1888 ., ., . ; ; ; /; » «.: ., -, . .
3 1941 .
: 10
: .
1908 ., .; ; ; /; .:. .
18 1938 .
: 8 1938 ., .: .
: 5 18 1957 .
:
1895 ., .; ; .:. ..
16 1938 .
: 11 1938 ., .: . 58-7, 9, 10, 11.
: 10 5 .23 1959 .
:
1911 ., ., -, ; : ., -, .
: 1931 .
19 1997 .
: .
1915 ., ., -, ; : ., -, .
: 1931 .
19 1997 .
: .
1908 ., ., -, ; : ., -, .
: 1931 .
19 1997 .
: .
1882 ., ., -;
:
: .
1940 . : ..
: 1940 .
2002 .
: .
1887 ., . .; ; .:. .
: 12 1941 .
: 5 .
: — .
1887 ., .; ; ; , ..:- . ..
22 1933 . .
: . 23 1933 ., .:58-10, 58-11.
: 21 1999 . . 14.04.1993
: — .
1908 . : ., -, .
: 1930 .
1994 .
: .
1933 . : ..
: 1933 .
2002 .
: .
., ; .
16 1920 .
: — 3 1920 ., .: .
: .2006 . .
: .
1936 . : ..
: 1936 .
2002 .
: .
1908 . : ., -, .
: 1930 .
1994 .
: .
1878 ., ., — -;
: , .: .
: 6 1994 .
: .
1878 ., ., -, . ; ; ; /; . , .: ., -, . .
. 22 1937 .
: 20 1937 ., .:58-10 .1 # (), , .
: 10 21 1989 . 1989 .
: «»
1896 ., ., — -;
: , .: .
: 6 1994 .
: .
1879 ., ; .:. .
: 29 1937 ., .: .. 58-6 . 1, 58-9 .
: 1957 .
: .
1903 ., , — -, . ; . .:- ., -, . .
26 1938 .
: 7 1938 ., .: . 58-2-11 .
: .1957 .
: .
1881 ., ., -, . ; ..
29 1937 .
: 25 1937 .
: 2 1937 .- .1989 .
: .
1904 . :. -, -, . ..
:
: .
1899 ., — ., -, . ; ; ; -..:- ., -, . .
25 1933 .
: 21 1933 ., .: . 58-10-11 .
: 5 .21 1989 . . .
: .
1907 ., — ., -, . ; ; ; ..:- ., -, . .
21 1933 .
: 18 1933 ., .: . 58-11 .
: , — ..
: .
1871 ., ., . ; ; ..:.
7 1937 .
: . 9 1937 ., .: . 58-10 .
: , — ..
: .
1878 ., ., -, . ; ..
26 1938 .
: 15 1938 .
: 21 1938 .- .1 1989 .
: .
1884 ., ., -, . ; ; ..: ., -, . .
22 1937 .
: . 25 1937 ., .: . 58-10 .
: .29 1937 .- .1 1963 . .
: .
1906 ., ., , . ; ; ; ..:.
21 1933 .
: 18 1933 ., .: . 58-11 .
: , — ..
: .
1892 ., — ., -, . ; ; ; -..:- ., -, . .
25 1933 .
: 21 1933 ., .: . 58-10-11 .
: 5 .21 1989 . . .
: .
:. -, -, . ..
:
: .
1892 ., ., -, . ; .:. ..
20 1938 .
: 10 1938 .
: 17 1938 .- .1989 .
: .
1895 ., ., -, . ; .:. .
23 1938 .
: 15 1938 .
: 21 1938 .- .1 1989 .
: .
1912 ., . ; ; ; /; :. .
11 1943 .
: 14 1943 .
:
1873 . : ., -, .
: 1931 .
1998 .
: .
1901 . : ., -.
: 1930 .
1998 .
: .
1913 . : ., -.
: 1931 .
1998 .
: .
1908 . : ., -.
: 1931 .
1998 .
: .
1901 . : ., -.
: 1930 .
1998 .
: .
1902 . .: -, . -.
: . . 9 1937 .
: 1 1989 .
: .
1869 . : ., -, .
: 1931 .
1998 .
: .
1846 ., ., -, .; ; ; :- . ..
25 1921 . .
: . 30 1921 .
: 3 2 1999 . — — . 14.04.1993
: .
1866 ., — ., .; ; ; .:- . ..
23 1921 . .
: 24 1921 ., .:58-11, 58-12, 58-13 ..
: 9 1997 . 14.04.1993
: .
1906 . : ., -, .
: 1931 .
1998 .
: .
1904 ., . — ; ; /; .:. ..
2 1938 .
: 8 1938 ., .:. 58-9, -11 .
: 5 1938 .- . .10 1959 .
: .
1896 ., ., -, . ;
:
: .
1876 ., ., . ; .: ., . , ., 40.
: .
1904 ., ., -, — .; ; ; , …:- ., -, ..
28 1944 . ..
: 24 1944 ., .:58-10 .
: 8 28 1990 .
: .
1873 ., . , .;
: .
., -, . ;
:
: .
1921 ., . , .;
: .
1882 ., ., -, . — ;
:
: .
1885 ., ., -, . -; .
2 1932 .
: 3
: «»
1879 ., ., -, . ;
:
: .
1895 ., — -, .; ; , ..:- -, ..
16 1931 .
: 27 1931 ., .:58-10. (» , «).
: 3 .17 1989 .
:
1885 ., ., -, . ;
:
: .
1893 ., .; ; ; /; .: ., -, «».
26 1942 .
: 14 1942 .
: 10
: .
1933 ., ., -, . ; ; ; ; 2- . , .: ., . .
. 9 1952 .
: . 22 1952 ., .: , . . 58-10(1), 11.
: 8 5 29 1956 . 24 1956 . » , , «.
: «»
1892 ., .; ; ; /; .: ., -, «».
: 20 1942 .
:
: .
1931 . : ..
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: .
: .
1895 ., ., .; ; ; -.:- . — ..
20 1933 . — .
: 19 1933 ., .:58-7 ..
: 5 31 1989 . 16.01.1989
: .
1935 ., ., ;
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: . 1936
: .
1892 ., . ; ; ; / ( ); .:, . , . 19, . 8.
8 1938 .
: 1 1938 ., .: .
1 1938 .- — ., .1996 .
: , —
1898 ., ; ; :.
1936 .
: 17 1937 ., .: .
26 1937 .1956 .
: .
1898 ., . ; ; /; , .: , . , . , . 60, . 47. , 22 1936, . . . 58-10-11 3 . () ..
: 17 1937 ., .: » «.
: .26 1937 .
: : 1937-1938
1904 . : ..
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: .
: .
1933 ., ., ;
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: .
1904 . : ..
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: ., . 1943
: .
1924 . : ..
: 12 1931 ., .: ( 1.02.1930).
: .
: .
1897 ., . ;
2 1923 .
: 11 1924 .
: 3 . 10.04.1925 .10 1997 .
: «» (-)
1902 ., .; ; ; /; :, , , , , .
: 10 1943 ., .: , .
: -10
: «»
1895 ., .; ; ; .:- ., -, ..
20 1930 . .
: . 4 1931 ., .:58-10, 58-8 .
: 5 10 1989 . — 16.01.1989
: .
1899 ., — , -, .; ; ; .:- ., -, ..
1 1930 .
: . 4 1931 ., .:58-8 .
: 3 19 1989 . — 16.01.1989
: .
1895 ., , .; ; ; ., ..:- ., -, ..
3 1938 . .
: 13 1938 .
: 22 1958 .
: — .
1888 ., . , -, ; ; :. , ..
3 1946 .
: 2 1947 ., .: , .
: 25
: .
1908 ., . ; ; ; — «».:. ., . , . 3, . 11..
2 1937 .
: 17 1938 ., .:. . 58-6-9 .
: 25 1938 .- . .
: .8 ( )
1908 ., . .-; ; «», — , .: ., . , . , . 3, . 11..
2 1937 .
: 17 1938 ., .:. 58-6-9-10-11 ..
: .25 1938 .- . .30 1957 . .
: .
1909 ., ., -, . ; ..:. .
. 15 1942 .
: 2 1942 ., .: .
: 10 .11 1988 . .
: . —
1883 ., . — .; ; : ., -, .
: / 1931 ., .: 01.02 1930.
: 24 1997 . .
: .
1898 ., . ; .:. -.
4 1937 .
: 20 1937 ., .: .
: 10 .15 1989 .
: : .
1910 ., . ; ; /; ..
6 1938 .
: 9 1938 ., .: . 58-10, -11 .
: 8 28 1963 .
: .
1906 ., ., -, . ; ; ; ..
22 1937 .
: 10 .1989 .
: .
1879 ., . — .; ; ; /; -.:. — ..
10 1929 .
: 31 1930 ., .:. -9, -11 .
: 10 1930 .- . .20 1991 .
: .
1904 ., ., -, . ; ; «», — , .: ., . , . , . 1/3, . 32..
4 1941 .
: 31 1942 ., .:. 58-10 ..
: 3 .23 1989 . .
: .
1929 ., . . — .; ; 3 ; /; 1 . .
8 1956 .
: 13 1957 ., .: . 58-10 .1 .
: 5 21 1992 .
: .
1922 . ; 6 ; /; :, ., .
27 1939 .
: 3 1940 ., .:17-58-8, 58-102.
: -10, -5
: «»
1892 ., . — .; ; /; , .: ., -, . .
17 1937 .
: «» 9 1937 ., .:70, 72, 74 — .
: 8 , .: , 19.03.19388 1960 . .
: «»
( : )1949 ., , . ;
: , .:. 00713 09.03.1942.
: . 26 1998 . ()
: ()
1890 ., . — .; ; : ., -, .
: / 1931 ., .: 01.02 1930.
: 24 1997 . .
: .
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Адмирал Кузнецов
ним. 3. А. Шашкову запомнилась встреча друзей, военморов-северодвинцев, которая состоялась в 1920 году в Котласе. Фрагмент из письма Зосимы Алексеевича, в котором рассказывается о приезде Кузнецова в Котлас, мы приводили в главе, посвященной детству и юности будущего наркома ВМФ.
С 1922 по 1926 год 3. А. Шашков учился в техникуме водных путей сообщения и по окончании его получил звание штурмана 1-го разряда. В 1929 году он поступил в Московский институт инженеров водного транспорта, а после перевода водного факультета в Ленинград с отличием окончил его. Затем последовали учеба в аспирантуре, работа доцентом, заведующим лабораторией, деканом факультета. В 1937 году его назначают директором Горьковского института водного транспорта, а уже через год 3. А. Шашков стал заместителем наркома водного транспорта. Возглавлял тогда этот наркомат бывший руководитель НКВД Н. И. Ежов, с именем которого связаны массовые репрессии неповинных людей. В 1939 году Н. И. Ежов был осужден и расстрелян, а наркомом водного транспорта стал 3. А. Шашков. Надо полагать, что продвижению его по службе способствовал секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, речник по образованию, многие годы работавший на партийно-советской работе в Горьковской области.
Более двадцати лет 3. А. Шашков как нарком, а затем как министр руководил работой речного транспорта страны. Не много было в нашей истории таких министров-«долгожителей». Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, а на XIX (1952) и XX (1956) съездах партии — кандидатом в члены ЦК КПСС. Зосима Алексеевич награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, пятью медалями. Таков «скромный» послужной список 3. А. Шашкова, прожившего долгую и достойную жизнь. Умер он 14 июля 1984 года в возрасте 79 лет.
Вернемся к письмам легендарного наркома водного транспорта 3. А. Шашкова: «Позже я встретился с Николаем Герасимовичем в 1939 году, когда после возвращения из Испании (он там был нашим военпредом) он был назначен в Наркомат Военно-морского флота, а я тогда работал наркомом водного транспорта СССР. Н. Г. Кузнецов тогда проявил очень много внимания в части установления деловых контактов двух наркоматов. С начала войны встреч было много…» Испокон веков морской флот в России начинался с речного, и они всегда существовали и воевали в единой связке.
Член транспортного отдела при Государственном Комитете Обороны З. А. Шашков выполнял все задания по обеспечению транспортных потребностей страны. Заметим, что председателем Транспортного отдела ГКО, далеко не почетного, но весьма трудоемкого и хлопотного органа был И. В. Сталин. И нужно полагать, что под его руководством члены транспортного отдела чувствовали «сильную руку», а это налагало особую ответственность за выполнение всех решений. Как нарком речного флота СССР 3. А. Шашков своим приказом передал для нужд обороны около тысячи транспортных судов, многие буксиры и другие плавсредства, которые послужили основой для создания речных флотилий. Особенно тесные деловые отношения сложились у руководства речного флота с Наркоматом ВМФ. 18 мая 1942 года наркомы Кузнецов и Шашков издали совместный приказ о мероприятиях по обеспечению противоминной защиты перевозок по Волге, а 3 июня ввели в действие «Положение об организации безопасности плавания и стоянки судов и объектов от плавающих мин на участке реки Волга от Астрахани до Саратова». Речники также получили «Инструкцию капитанам, судоводителям самоходных и несамоходных судов в условиях минной опасности» и «Инструкцию по приготовлению к постановке противоминного боносетевого заграждения…». Эти задания начальник Волжского бассейнового управления пути и командующий флотилией выполнили. В помощь речникам Н. Г. Кузнецов направил на Волгу специалистов во главе с начальником минно-торпедного управления Н. И. Шибаевым. В последний июльский день 1942 года наркомы Кузнецов и Шашков отдали приказ о военизации речных судов. На Волгу направлялись 75 офицеров в качестве военных помощников капитанов-речников, а также 258 старшин и краснофлотцев-артиллеристов. Для обеспечения противоминной обороны Волги на участке Замьяны — Астрахань в подчинение командующего Волжской флотилии контр-адмирала Ю. А. Пантелеева переходила Астраханская военно- морская база Каспийской военной флотилии. Благодаря этим и другим мерам повышалась безопасность доставки бакинской нефти по всей речной магистрали. На Волге также формировался отряд дымомаскировки и дегазации.
К осени 1943 года волжские фарватеры стали вполне надежными. За это время по Волге прошло около восьми тысяч различных судов. Было перевезено более шести миллионов тонн жидкого топлива, и, как отмечал Ю. А. Пантелеев, «ни одна баржа с топливом не подорвалась на мине».
Высокую оценку действиям моряков дал в своей книге «Начало пути» Маршал Советского Союза В. И. Чуйков, командовавший во время Сталинградской битвы 62-й армией: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи».
Вместе с воинами 62-й армии Сталинград защищали моряки 42-й и 92-й отдельных бригад, в числе которых были и архангелогородцы В. П. Переломов, Г. М. Зайцев, М. Т. Новиков, П. Е. Тюкин, Л. И. Митин, В. М. Душин и многие другие. В войсках Сталинградского фронта воевали портовики Архангельска — И. К. Лихарев, П. М. Попов, Е. В. Иванов, К. А. Карельский и другие.
На Волге в ходе боев и транспортных перевозок были подготовлены замечательные кадры моряков- речников. В конце лета 1943 года именно отсюда черпали кадры для вновь создаваемой Днепровской флотилии. Причем моряки уходили на Днепр со своими кораблями и вооружением, погруженными на платформы, и доставлялись по железной дороге к месту новой службы. Много волжских бронекатеров воевало в Азовской флотилии. Они участвовали в Керченско-Эльтигенской десантной операции, а затем действовали на Дунае.
В июне 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов расформировал Волжскую флотилию.
В одном из писем котласским школьникам 3. А. Шашков рассказывал: «Назову два крупнейших события периода войны, где мне приходилось бок о бок работать вместе (с Н. Г. Кузнецовым. — В. Б.). Это 1941 и 1942 годы. Организация Ладожских переправ, завоз грузов блокадному Ленинграду (известная „Дорога жизни“), где Военно-морской флот и лично нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов оказывали речному флоту большую помощь по охране судов, идущих с продовольствием для Ленинграда…»
В исторической и художественной литературе Дорогу жизни зачастую отождествляют с ледовой трассой. Объясняется это тем, что летние перевозки Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства считались обычным делом, хотя и трудным. Это неправильное суждение. Только ледовую трассу и водную коммуникацию можно по праву считать Дорогой жизни для Ленинграда. Только с 12 сентября по 1 декабря 1941 года моряки и речники перебросили через Ладогу 40 тысяч бойцов и более 60 тонн грузов. «Понимая огромное значение Дороги жизни, — написал в своих мемуарах адмирал Н. Г. Кузнецов, — фашисты ожесточенно бомбили корабли и суда, порты погрузки и разгрузки. Героически защищая ладожскую коммуникацию, в первую военную навигацию погибли канонерская лодка „Олекма“, тральщик „ТЩ-122“ и спасательный корабль „Водолаз“».
В октябре-ноябре 1941 года обострилась обстановка на Волховском фронте. Пал Тихвин. Возникла угроза Волховстрою. По решению Ставки из Ленинграда на Волховский фронт через Ладогу моряки и речники срочно переправили две стрелковые дивизии и бригаду морской пехоты. Им пришлось с ходу вступить в бой. Волховстрой был спасен.
В конце ноября плавающий лед стал мешать движению по озеру, но ладожцы стойко несли свою боевую вахту. Вплоть до 29 ноября отдельные речные суда продолжали упорно пробиваться в Осиповец, хотя уже параллельно начала действовать ледовая трасса.
Едва появился первый лед, как моряки-гидрографы вместе с бойцами дорожно-эксплуатационного полка принялись прокладывать основную ледовую трассу через озеро. Вскоре по ней пошли сани с хлебом. Дорога жизни по льду стала единственной для блокадного Ленинграда.
Борясь за коммуникации на Ладоге, немцы и финны попытались высадить десант на остров Сухо, который прикрывал восточную часть Дороги жизни. На рассвете 22 октября более двадцати военных судов, вооруженных артиллерией и крупнокалиберными пулеметами, под прикрытием самолетов были обнаружены на подходе к нашему побережью.
По вражескому десанту ударили советские самолеты, корабли Ладожской флотилии с ходу вступили в бой. Меткий огонь по фашистским десантникам вела береговая артиллерия с острова Сухо.
Вскоре нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов получил донесение с Балтики об успешном отражении десанта противника, а уже вечером 22 октября 1942 года он сообщил в Ставку Верховного главнокомандования:
Источник