Самые частые травмы, которые получают водители. Как уберечься?
Считается, что кузов и системы безопасности автомобиля даже в самой тяжелой аварии должны спасти человека. Но и в относительно новых машинах после удара ноги водителя оказываются в паутине педального узла, ребра сломаны о рулевое колесо, а на лобовом стекле — характерная вмятина. Какие травмы чаще всего получают автомобилисты? И можно ли как-то уберечься? А насколько оправданна позиция многих очевидцев происшествия — «я не медик и помогать не буду, чтобы не сделать хуже»? Мы обратились за комментарием к тем, кто обычно первым прибывает на место аварий, — спасателям МЧС.
«Когда видишь на лобовом стекле характерную отметину…»
— ЧМТ — это самая частая травма в автомобильных авариях. Когда приезжаешь и видишь на лобовом стекле характерную отметину, то даже спрашивать не надо — был водитель пристегнут или нет. Все и так ясно, — говорит врач скорой медицинской помощи Республиканского отряда специального назначения МЧС Сергей Журавлев. — Часто водители ударяются головой о рулевое колесо. Особенно в тех автомобилях, где оно расположено практически горизонтально. Как, например, в старых ВАЗах. Во время бокового столкновения (которое на самом деле более опасное, чем лобовое, особенно если нет боковых подушек безопасности) нередко удар головой приходится в боковую стойку или дверь. Такие травмы, как правило, изолировано не случаются: у людей разбито лицо, повреждены мягкие ткани головы, наблюдается кровотечение. Может быть поврежден головной мозг, что повлечет за собой тяжкие последствия для здоровья.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек получил ЧМТ, то максимум, чем могут помочь очевидцы, это обработать рану. Но внимание: крайне осторожно — без активных действий, чтобы не нанести больший вред, например в случае повреждения шейного отдела позвоночника. Впрочем, кровотечение в таких случаях обычно жизни не угрожает и не требует вмешательства со стороны очевидцев, — предупреждают спасатели. — Ну а чтобы предупредить ЧМТ, нужно пристегиваться, даже если вы едете на маленькое расстояние. Ошибочно считать, что на скорости в 60 км/ч невозможно получить тяжелую травму. Запросто!
Есть еще один нюанс — получить черепно-мозговую травму можно уже после ДТП. Иногда подушки безопасности, не сработавшие в момент аварии, могут «выстрелить» чуть позже и травмировать человека. На этот случай у МЧС есть так называемый анти-airbag, который блокирует подушку.
Во время переворота машины водитель получает целую серию сильных ударов
— Во время опрокидывания автомобиля непристегнутый водитель получает множество ударов о крышу, приборную панель, кресла, рулевое колесо и т. д. Обычно в сводке в таких случаях пишут: «у пострадавшего многочисленные травмы различной степени тяжести». Медицинские работники называют это сочетанной травмой, то есть комбинацией травм, когда затронуты сразу несколько анатомических областей, — рассказывают представители МЧС. — Речь о переломах, повреждениях позвоночника и внутренних органов, опять же ЧМТ и др. Очень часто в таких случаях непристегнутого водителя выбрасывает из салона — через лобовое или даже боковое окно.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Основной принцип у очевидцев должен быть «не навреди», но исходить нужно из конкретной ситуации. Если человек абсолютно уверен, что может сделать лучше, то пусть действует. Не уверен — надо дождаться профессионалов, — считает Сергей Журавлев. — В моей практике был случай, когда свидетели аварии, пытаясь сделать непрямой массаж сердца, сломали ребра и грудину пострадавшему. Что называется, спасали как могли. Это одна крайность. Другая — безразличие окружающих. Хотя бы подойти к машине в случае ДТП и поинтересоваться, чем можно помочь, ведь не сложно. Моя знакомая в прошлом году на трассе М1 попала в аварию — ее Renault Scenic перевернулся на крышу. Сама она была пристегнута ремнем безопасности, ее ребенок находился в детском автокресле. У женщины был перелом руки, малыш не пострадал. Но никто из очевидцев не подошел, и они так и провисели до прибытия наших коллег из районного отдела МЧС.
Кстати, перерезать ремни безопасности, замки которых в результате ДТП часто блокируются, не так-то просто, а обычно ножа под руками нет. У спасателей на этот случай есть специальный инструмент.
От резкого кивка ломается шейный отдел позвоночника
— Риск получить серьезную травму есть даже в попутном столкновении. Например, перелом шейного отдела позвоночника. Во время удара тело водителя подается вперед. Происходит резкий кивок головы, а потом ее отбрасывает назад. Это все случается за доли секунды по инерции, — рассказывает оперативный дежурный РОСН МЧС Алексей Новицкий. — В результате водитель получает так называемую хлыстовую травму.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Когда пострадавший водитель жалуется на боль в области шеи, ни в коем случае нельзя его трогать — можно повредить спинной мозг, так как болевой синдром может быть вызван переломом позвоночника, — объясняет Сергей Журавлев. — Такому пострадавшему накладывается воротник Шанца, который жестко фиксирует шею. Затем человека отправляют в больницу, где устанавливают клинический диагноз.
По словам спасателей, уберечь от так называемой хлыстовой травмы может правильно отрегулированный подголовник. Многие считают, что он придуман исключительно для комфорта водителя и пассажиров, но это не так. К хлыстовой травме также может привести неправильная посадка за рулем. Бóльшая часть водителей, обратите внимание, едет сгорбившись. Спина автомобилиста неплотно прилегает к спинке кресла, а голова — к подголовнику. Это дает свободу перемещения, которая в случае ДТП может сыграть злую шутку с водителем.
Ноги оказываются зажаты педалями
— Иногда водители оказываются заблокированными в автомобиле, особенно при лобовом столкновении, — говорит Алексей Новицкий. — Как правило, педальным узлом и элементами обшивки салона зажимает ноги. Причем многое зависит от конструкции машины: если ее кузов эффективно гасит энергию удара, а двигатель «уходит» вниз, не влетая в салон, то последствия будут менее тяжелые. Типичные травмы в таких ситуациях — переломы костей голени, бедра, таза. Может доходить до ампутации нижних конечностей. Так было с совсем юной пассажиркой Mercedes на ул. Алтайской, где этот автомобиль врезался в столб. Самое сложное — подобраться к педалям и перерезать их, они буквально скручиваются в паутину. Вся сложность в том, что нужно работать предельно осторожно, не причиняя вреда пострадавшему. Обычно используется небольшой гидравлический инструмент.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— В случаях когда человек зажат в машине и освободить пострадавшего не получается, очевидцам нужно заглушить автомобиль (если двигатель еще работает) и обесточить его, то есть отсоединить клеммы аккумулятора, — объясняет первый заместитель начальника РОСН Семен Сак. — У боевого расчета МЧС есть четкий порядок действий. Один отключает АКБ. Второй разрезает стойки или крышу, облегчая доступ к пострадавшему. Третий выясняет состояние и пытается определить пульс, проверить дыхание, сердцебиение. Но прежде чем спасать человека, нужно обезопасить место проведения работ. Это правило. Во время аварии, в которой автомобиль получает значительные повреждения, происходит разлив технических жидкостей и есть риск возгорания: изоляция проводки частенько нарушена. Любая искра — и пары топлива вспыхнут. Это не преувеличение: несколько лет назад на МКАД возле бизнес-центра «XXI век» заживо сгорел водитель, попавший в аварию. Поблизости не нашлось никого, кто догадался бы отключить аккумулятор.
Ребра ломаются о рулевое колесо
— Еще одна характерная травма для водителя — перелом ребер и грудины, — продолжает Сергей Журавлев. — Удар приходится в рулевое колесо, которое часто в аварии даже деформируется. А представьте, что происходит с костями человека! Есть риск образования травматического пневмоторакса (скопление воздуха в области легких). Обычно на месте ДТП пострадавшему накладывают специальный фиксатор УШС (устройство шина складная). Потом несколько человек переносят водителя на носилки, которые подносят максимально близко к автомобилю, чтобы причинить как можно меньше дискомфорта травмированному.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Снова повторимся, нужно исходить из ситуации. Если окружающие не знают, что предпринять, то лучше ничего не делать, — напоминают спасатели. — Но, например, дать человеку обезболивающее вполне можно. Необходимость в срочной помощи есть только в случае открытого кровотечения. Остановить его можно наложив жгут — это то немногое, что осталось в водительской аптечке. Но многие не знают, как это правильно делать. Жгут накладывается только на бедро или плечо. В случае артериального кровотечения (цвет крови алый, и она пульсирует) — выше раны, а венозного (кровь темная, и давление не такое сильное) — ниже раны.
Задний пассажир наносит сокрушительный удар
— У шведов была агитационная кампания, во время которой они заявляли: «Вы возите за собой слона», — приводят пример сотрудники МЧС. — Имелся в виду, конечно, не настоящий слон, а пассажир с заднего сиденья, тело которого в аварии получает резкое ускорение и обрушивается на кресло впереди сидящего с силой в несколько тонн. Таким образом водитель получает еще один удар и, как следствие, повреждения позвоночника, ЧМТ, переломы ребер и т. д.
Что делать очевидцам и как уберечься?
— Опять-таки очевидный совет: следить не только за своими ремнями безопасности. Непристегнутые пассажиры мало того что сами могут травмироваться, так еще и нанесут вред другим людям, находящимся в салоне, — обращают внимание представители МЧС. — Нас часто спрашивают: а бывали ли случаи, когда ремень, наоборот, мешал выжить? Сказать однозначно сложно, но в нескольких ситуациях действительно водителей выбрасывало из салона и это скорее можно было счесть за благо. Удалось бы им выжить в обратном случае — большой вопрос. Но, повторимся, это скорее исключения.
У пристегнутого водителя обычно синяк от ремня и перелом ключицы
— В области грудной клетки пострадавшего в ДТП можно при осмотре увидеть проявления подкожной гематомы. Это следы от ремня безопасности, — рассказывает Сергей Журавлев, который долгое время работал реаниматологом в больницах. — А поскольку пристегнутый человек жестко зафиксирован в кресле, есть риск также получить перелом ключицы. В случае если бы водитель не воспользовался ремнем безопасности, он мог бы вылететь через лобовое стекло.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Если человек понимает, что столкновение неминуемо, то нужно сгруппироваться, — советуют сотрудники МЧС. — В этом случае мышцы тела сокращаются и риск получить травму снижается. Только не нужно полагать, что таким образом можно избежать травмы вовсе. Нет, просто ее последствия будут не такими тяжелыми.
Все лицо водителя в царапинах
— К числу мелких травм, которые можно получить во время аварии, также относятся многочисленные порезы. Например, от осколков стекла, разбившегося во время ДТП, — замечает Сергей Журавлев. — Иногда водители и пассажиры даже получают травму глаза. Мой приятель, попавший в аварию, случайно избежал таких повреждений. Он носит очки, и в момент ДТП они спасли ему зрение.
Что делать очевидцам и как уберечься водителю?
— Тут можно лишь стереть кровь с лица, но только с соблюдением норм безопасности — в перчатках и с дезинфицированием ранок, — советуют спасатели. — Угрозы для жизни в данном случае нет.
Сотрудникам МЧС нередко самим приходится разбивать стекла в автомобилях (как правило, в результате аварий двери блокируются). Для этого используется еще один специальный инструмент размером с обычный фломастер. Пружинку оттягивают, металлический стержень ударяется в боек, кончик которого сделан из сплава твердых металлов. Несмотря на миниатюрность инструмента, с его помощью можно довольно быстро получить доступ к пострадавшему, находящемуся в машине.
Подытоживая, спасатели напомнили: «Не во всех случаях советы позволят избежать травм в автомобильных авариях, но минимизировать последствия помогут обязательно».
Источник
Безопасны ли ремни безопасности? Мнение сотрудника ДПС
Столкнулась намедни с интересной точкой зрения — на самом деле ремни безопасности — самая небезопасная штука в машине. Ломают рёбра, душат, привязывают, увеличивают риск смерти в ДТП. Для сохранения жизни при аварии, дескать, полезна только подушка безопасности, а ремни — прямая путёвка на тот свет. Вот раньше, например, ремнями вообще не пользовались и было всё хорошо и радужно, пони и единороги плясали на радугах и в ДТП не гиб никто. Так ли это?

Ответить на этот вопрос нам помог действующий сотрудник ДПС Иванов Сергей Константинович.
Автор: Здравствуйте, Сергей Константинович. Среди автомобилистов ходит слух, что пользоваться ремнями безопасности опасно и вредно. Мол, лично они «набрасывают» их только перед постом ДПС. Скажите, в вашей практике часто встречаются такие?
Сотрудник ДПС (Иванов Сергей Константинович): Здравствуйте! Сложно сказать, обычно нам о таком не рассказывают (смеётся). Если говорить о личном опыте, то примерно один из десяти без ремня на дороге ездит. Ну и есть ещё те, что в ДТП попадают. Из моей личной статистики — почти все погибшие не были пристёгнуты. Из-за глупости или принципиальности — сказать не могу.
Автор: Ну вот считается, что ремни могут покалечить. Сломать шею, грудную клетку или обжечь. Это правда, такое бывает?
Сотрудник ДПС: Конечно, бывает. Часто и с шеей проблемы, и ключицы ломают, и рёбра. Правда, страдают дети и подростки. Если особо «умные» родители их пристёгивают взрослыми ремнями вместо подходящих по возрасту устройств. Послушайте, детские кресла — это не наша прихоть, их придумали не для введения штрафов. Они действительно спасают жизни. Было одно примечательное ДТП — семья на отдых ехала, столкнулись с другим авто. За рулём сидел отец, мать сидела сзади пристёгнутая с ребёнком на руках. Столкновение, рывок, ребёнок из рук матери естественно вылетел — и вперёд, на лобовое… Ничем хорошим это не закончилось, сами понимаете. Мой совет всем родителям — не скупитесь вы на эти кресла. Если деньги на машину есть — пары тысяч на кресло не найдётся что ли? А так хоть ребёнок на дороге в безопасности будет и с целыми рёбрами.

Автор: Есть ещё точка зрения, что если машина «улетит» в воду или загорится, пристёгнутый человек умрёт, это правда?
Сотрудник ДПС: Нет, конечно. У нас на посту ходит байка, что в 70-х такое было, там авто старое, мужик в ремнях запутался. А современные ремни сейчас какие? На кнопочку нажал и беги себе. Посмотрите на это и с другой стороны — машины сами по себе не загораются и в воду плавно не уезжают. Перед этим всегда столкновение. И что происходит с непристегнутым? Через лобовое и на улицу.
Автор: Вот насчёт этого тоже существует мнение, мол, лучше при аварии вылететь через стекло, чем остаться на месте.
Сотрудник ДПС: Да, сказочные чудаки (заменено) существуют всегда. Вы же сами сравните — сломанное ребро, ключица там и смерть. Что лучше? На моей памяти после полёта через лобовое не выживал никто. Статистика тоже говорит — шансы один к ста. Автомобилист же не на мягкую травку приземляется, а на асфальт. Чудо, если просто кости переломает.
Автор: Говорят ещё, что ремень не нужен, если есть подушка безопасности. Мол, её хватает для спасения жизни и синяков от нее меньше.
Сотрудник ДПС: А сотрясений и сломанных шей больше. В момент столкновения подушка только начинает разворачиваться и «лететь» навстречу дурной водительской башке. Скорость у неё — километров триста в час. Ну и прикиньте дальше — если водитель не пристёгнут, он сам к ней навстречу с бешеной скоростью летит. Что получается? Правильно, удар, синяк, сотрясение. И это в лучшем случае. Можно и сознание потерять, и шею поломать слегка так.
Автор:А если пристёгнут?
Сотрудник ДПС: Тогда всё проще. Ремень удержит от «полёта навстречу», лицо ударится о раскрытую уже подушку. Удар легче, сотрясений нет, шея цела. Ещё и в сознании останется, если что — на улицу выскочит. Помните — подушка — вспомогательное средство безопасности. Ключевое слово — вспомогательное. С ремнём вместе она работает, без него — бесполезна и даже вредна.

Автор: Хорошо, а как насчёт точки зрения, что если ехать медленно, пристёгиваться необязательно, на малой скорости и травмы небольшие?
Сотрудник ДПС: Оно, конечно, отчасти справедливо. Но представьте — у вас скорость… ну те же 30 км/час. А в вас врезаются на скорости в 60 км/час. Удар, рывок, инерция — и привет, лобовое стекло. Последствия такого полёта я уже озвучивал.
Автор: Какое место в машине самое безопасное и нужно ли на нём пристёгиваться?
Сотрудник ДПС: Безопаснее всего ехать за водителем на заднем сиденье. Процентов на 20 выше возможность выжить. Конечно, если при этом на пассажире ремни безопасности. Если нет — удар, рывок, инерция. А впереди только кресла, приборная панель и лобовое стекло. То есть шансов уцелеть ещё меньше, чем у пристёгнутого водителя. Получить несовместимые с жизнью травмы можно ещё в полёте.
Автор: Да, но ведь есть люди… скажем, старые, опытные автомобилисты. За десятилетия водительского стажа ни разу не попадали в ДТП, никуда не летали и так далее. Для них предложение пристегнуться почти оскорбление. Вы с такими встречались?
Сотрудник ДПС: А как же. Седые луни, а мозгов… Ну да, ты ни разу не попал в ДТП и хорошо водишь. Прямо родился с баранкой в руках. Ну а другие люди на дороге — они такие же? Ты уверен, что вот прямо завтра на встречку не вынесется какой-нибудь пьяный дурак на внедорожнике? Я вот не уверен.

Автор: И последний вопрос. Многие автомобилисты говорят, что с ремнями неудобно ездить, они за рулём мешают. Как к этому относитесь вы, как автомобилист и инспектор ДПС?
Сотрудник ДПС: Ну, простите, сексом в презервативе тоже заниматься неприятно. Только вопрос ремней — это не про удобство, это про безопасность. Если хотите уцелеть в ДТП — цепляйте ремень, если привыкли полагаться на «авось» и «приятность» — ну… Осознавайте до конца, чем рискуете. Кстати, из личного опыта — к ремням со временем привыкаешь, непривычно и неудобно уже без них.
Автор: Спасибо за ответы, Сергей Константинович! Не хотите сказать ещё несколько слов читателям?
Сотрудник ДПС: Да, пожалуй. Не пренебрегайте ремнями безопасности! Они уже спасли сотни жизней и вашу спасут. Не нарушайте скоростной режим и правила вождения. Они придуманы не для нашего удобства, а для вашей безопасности. Каждый раз, когда будете выжимать газ непристёгнутым, думайте — а стоит ли минутное… удовольствие вашей жизни.

Вот такое интервью и такое мнение. Безопасность должна быть на первом месте. А мифы, основанные на гордыне — стоит ли им доверять? Да, ремень может вам навредить, обжечь, оставить синяки или что-то сломать. Но если его не будет — не пострадаете ли вы сильнее?
Источник