Www.travm.info Травматология Крупнейший медицинский портал, посвященный повреждениям человеческого организма
Содержание статьи
www.travm.info
Травматология
Крупнейший медицинский портал, посвященный повреждениям человеческого организма
Перелом локтя
В данной статье будет подробно рассмотрено, как распознать перелом локтевого сустава у ребенка, а также как оказать первую помощь пострадавшему. Дети, в силу своего возраста, очень непоседливы, это является ключевой причиной всех падений, которые иногда заканчиваются травмами.
Перелом сустава в локте является наиболее распространенным повреждением рук у детей, и причиной этому могут случить разные ситуации:
- падения;
- спортивные игры;
- ДТП;
- массовая давка.
Травмированный локоть ребенка
Виды травмы локтевого сустава
Переломы локтя можно разделить на виды:
- внутри сустава;
- около сустава.
Также различают типы переломов:
- открытого;
- закрытого;
- смещенного;
- раздробленного типа.
При открытом переломе происходит повреждение кожных покровов, тем самым во время травмы может произойти заражение участка раны. Открытый перелом требует особого внимания, обработки и правильной фиксации руки. При закрытом переломе инфицирования участка кожи не происходит.
Перелом локтевого сустава со смещением означает, что осколочные части сустава изменили свое первоначальное положение. При переломе раздробленного типа наблюдается раскол сустава, а также возможно и прилегающей кости на несколько осколков.
Различить серьезный перелом не представляет труда, так как все симптомы на лицо. Сложно поставить клиническую картину, когда сустав задет не сильно, а также когда имеются травмы еще более серьезнее этой.
Симптомы перелома локтя
Плач без остановки — признак перелома у ребенка
Если у ребенка перелом в локтевом суставе, это состояние может сопровождаться следующими симптомами:
- сильный, непрекращающийся плач после падения или другого резкого движения;
- рука становится неподвижной;
- ярко выраженная боль в области локтя;
- появление сильно отечности тканей вокруг травмированного места;
- изменение цвета кожи в районе сломанного сустава;
- изменение положения кости, что видно невооруженным глазом;
- при нажатии на руку в любом месте боль усиливается;
- появление кровоподтека под кожей на обратной стороне конечности;
- рука непроизвольно свисает;
- возможно ощущение онемения, в том случае, если задеты нервные окончания;
- в покровах тканей можно ощущать покалывание и жжение;
- охлаждение конечности;
- редко может произойти разрыв тканей, с выходом наружу сустава.
Неотложная помощь
Перелом руки у ребенка в локте требует срочного приезда скорой помощи, для уточнения диагноза и оказания всех необходимых услуг.
- Покой поврежденной руке. Необходимо обеспечить недвижимое положение при травме сустава, для этого можно использовать средства, которые находятся под рукой: линейка, тонкая, легкая дощечка. С помощью бинта и линейки можно сделать шину. Фиксировать руку стоит очень осторожно, подвесив ее на шею.
- Если рука находится в вывернутом положении, то не нужно ее самостоятельно вправлять, дергать и накладывать шину. Лучше оставить все как есть до приезда медицинских работников.
- Дать ребенку обезболивающее, разрешенное по возрасту, в положенной дозе. Обязательно уведомить врачей о приеме лекарства. Можно использовать детский Нурофен или таблетки Ибупрофен и Парацетамол. Они окажут на время небольшой обезболивающий эффект.
- При открытом переломе образуется кровоточащая рана. Необходимо остановить кровь, обработать пораженное место антисептиком.
- Приложить лед к поврежденному участку.
- Успокоить ребенка с помощью отвлекающих действий, успокоиться родителям. Не нужно сильно выражать эмоции, расстраиваться при ребенке, суетиться. Такое поведение еще больше взволнует и напугает малыша.
Лечение при переломе сустава локтя
Гипс у ребенка на травмированном локте
После того, как пострадавшего доставят в больницу, ему сделают рентгеновский снимок, чтобы определить структуру перелома, есть ли смещение. В тяжелых ситуациях могут провести КТ. Врач осмотрит руку больного ребенка на наличие ран, по результатам рентгеновского исследования определит, какой тип повязки накладывать.
Если перелом в легкой форме, без смещений, то руку закрепят гипсовой лангетов, покрывающей руку не со всех сторон. При этом, ребенка отпускают домой и весь период лечения он проводит дома.
У детей до 8 лет срастание костных тканей происходит очень быстро. При правильном наложении крепления, боль уходит практически сразу, и потом не беспокоит малыша.
Фото гипсовой лангеты
Если же произошел перелом со смещением, то обязательно необходимо хирургической вмешательство, с анестезией. Осколки будут совмещены в правильном положении и наложен гипс. Процедура недолгая, но после ребенок требует наблюдения врачей в стационаре.
Может понадобиться крепление костей спицами, когда перелом происходит не первый раз, в том же месте. Эта процедура и восстановление после нее проходит в больничных условиях, повязка периодически меняется под присмотром врача.
Возможные осложнения после травмы
Перелом у ребенка локтя может вызвать осложнения при нарушении в лечении и восстановительном периоде:
- развитие инфекции при открытом переломе;
- неправильное срастание частей;
- сложности в движении;
- полное несрастание.
Рентгеновский снимок сустава локтя
СОВЕТ: после снятия гипса необходимо настаивать на хорошем контрольном рентгеновском снимке. Он может показать неправильно сросшийся сустав вовремя. В таком случае его лучше сломать заново, чтобы произошло правильное срастание. Так можно избежать опасных последствий, например, деформации сустава.
Период реабилитации
После проведенного лечения и выписки из больницы пострадавшему требуется обеспечить условия для быстрого восстановления руки. Гипс снимается, в среднем, через 1,5 месяца, но все зависит от сложности повреждения и возраста пациента.
Бывает сложно разработать поврежденный сустав, если у ребенка перелом локтевой кости. Для этого в период восстановления ежедневно требуется посещать различные процедуры, помогающие восстановить тонус мышц:
Таблица — Процедуры для восстановления сустава:
| Наименование | Описание |
| ЛФК | Лечебная физкультура позволяет заниматься умеренными нагрузками, для растягивания мышц. |
| Плавание | Плавание разрабатывает работы суставов рук, а также укрепляет иммунитет. |
| Массаж | Массаж отлично помогает увеличить приток крови в травмированной руке, тем самым ускорить развитие подвижности. |
| Физиотерапия | Назначают электрофорез с кальцием на поврежденные участки. |
| Питание | Увеличение в организме молочных продуктов, рыбы, желе, фруктов и овощей, ля пополнения кальция, витаминов, макро и микроэлементов. |
| Кислородное лечение | Назначают при открытых переломах, когда нарушена циркуляция крови. Улучшается обменный процесс в организме, а также происходит профилактика развития инфекции в тканях. |
Молочная продукция при переломах
Инструкция, которую дает доктор при выписке касаемо реабилитации, должна быть полностью соблюдена, только тогда можно думать о возвращении к прежней жизни. Первое время нужно полностью оградить малыша от нагрузок на больной сустав, чтобы происшествие не повторилось.
Профилактика перелома суставов
Дети должны быть под присмотром
После случившегося инцидента родители должны позаботиться о профилактических методах, которые не позволят ситуации повториться:
- При играх дома и на улице не должно быть вблизи травмоопасных предметов;
- Не нужно позволять своему чаду прыгать с большой высоты;
- Обязательно должна присутствовать специальная защита при катании на велосипеде, самокате и роликах.
- Переходить через дорогу нужно только под присмотром взрослого.
- Нагрузка на ребенка должна возлагаться в соответствии с его возрастом.
- Все используемые игрушки, а также спортивные принадлежности должны иметь сертификат качества, цена на них не должна быть занижена.
- Маленькие дети должны постоянно находиться под присмотром родителей.
- Требуется постоянно проводить обучающие лекции с ребенком о правилах безопасности, чтобы избежать все неприятных последствий.
Подробнее о данной теме можно узнать, если посмотреть видео в этой статье.
Частые вопросы врачу
Не разгибается рука у ребенка
Здравствуйте, меня зовут Альбина. 2 месяца назад случился у ребенка перелом локтя со смещением. Сыну 5 лет. Гипс сняли, контрольный снимок сделали, все срослось правильно, а он до сих пор не может разогнуть руку до конца, иногда жалуется на боль. Что делать в таком случае?
Здравствуйте, Альбина! То, что ребенок не может еще нормально двигать локтевым суставом — нормальная ситуация. Еще прошло не так много времени, чтобы мышцы растянулись и все вошло в свое русло.
Необходимо ежедневно разрабатывать поврежденный локоть, так как ребенок маленький — сделать это в игровой форме, чтобы его отвлечь. Сгибать и разгибать руку нужно по 10 минут до 6 раз в день. Также могу предложить заняться плаванием с инструктором, предупредив его о травме или нанять хорошего массажиста.
Последствия вовремя не извлеченных спиц?
Здравствуйте, меня зовут Татьяна. У ребенка был перелом в локтевом суставе, со смещением. Ему вставили спицы, а после того, как сняли гипс, сказали, что извлекут спицы через 2 недели. За это время ребенок заболел краснухой, и ему сделали медицинский отвод на полгода от предстоящей операции по извлечению спиц. Скажите, можно ли ему так долго ходить с ними внутри?
Здравствуйте, Татьяна. Ничего страшного в данной отсрочке нет. Со спицами живут, это не приносит вреда здоровью. В положенное время их снимут, и все будет как обычно. Единственное уточнение — не забывайте осторожно разрабатывать сустав все это время.
Источник
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757
- Авторы
- Файлы
Гарбуз И.Ф. 1
1 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Локтевой сустав у детей является сложной анатомической структурой, в связи с чем, реабилитационное лечение как после оперативного вмешательства, так и после закрытой репозиции костных отломков с транскутаной фиксацией спицами сложен и специфичен. Восстановление функции сустава должно начинаться как можно скорее, после наложения гипсовой повязки. Комплекс восстановительного лечения у этих больных зависит от времени, прошедшего с момента повреждения и характера самого повреждения. В связи с чем, восстановительное лечение условно делится на три периода:
Первый период — период пребывания больной конечности в иммобилизации;
Второй период — период после снятия иммобилизации (3 недели);
Третий период — период начала нагрузки травмированной конечности.
Цель исследования — определить оптимальный и эффективный вариант реабилитационного лечения детей после травмы локтевого сустава.
Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением за последние 10 лет находились 88 ребенка различного возраста и пола, перенесших травму локтевого сустава, из которых: чрезмыщелковый перелом плечевой кости — 19; перелом головки мыщелка плечевой кости — 16; надмыщелковый перелом плечевой кости — 13; апофизиолиз медиального надмыщелка плечевой кости — 15; перелом шейки лучевой кости — 10; вывих костей предплечья — 15. Всем больным произведены, в зависимости от диагноза, сложные вмешательства с последующей иммобилизацией до 30 дней.
В первом периоде после наложения гипсовой повязки назначалась лечебная физкультура в виде статического напряжения мышц травмированной конечности, движение пальцами кисти и обязательно как можно больше двигать здоровой конечностью. Параллельно больные дети получали щадящий, отвлекающий массаж в виде поглаживания пальчиков травмированной конечности, рефлекторно-сегментарный массаж здоровой конечности. Эффективность реабилитации повышается при одновременном применении и физиотерапевтических методов, как тепло-, свето- и электролечение.
После снятия гипсовой повязки и после удаления фиксаторов начинался второй период реабилитации. Назначались щадящие лечебные упражнения:
1. Нефорсированные сгибательно-разгибательные движения в локтевом суставе, ротационные движения предплечья, активные движения в лучезапястном суставе и движения пальчиков.
2. Поврхностный массаж мышц предплечья и плеча с максимальной защитой области локтевого сустава с последующим переходом на более глубокий массаж. Процедура всегда начинается с пальчиков и постепенно, незаметно для больного ребенка продвигается в проксимальную сторону. Лечебные упражнения должны проводится нежно, в форме игры, создавая больному ребенку положительные эмоции.
3. Параллельно больной ребенок получает теплые отвлекающие ванны на травмированный локтевой сустав; электрофорез с новокаином на локтевой сустав. Весь этот период у ребенка травмированная рука находится на косынке.
Спустя 3 недели снимается косынка и начинается третий период восстановительного лечения, начинаются более активные движения в локтевом суставе самим ребенком под контролем методиста, и до появления нежных неприятных ощущений, этой рукой больной начинает пользоваться; получает массаж мышц кисти предплечья и плеча. Массаж выполняется в полном объеме, начиная от разминания и кончая тонизирующим этапом массажа. Массаж выполняется в сочетании с лечебными упражнениями для локтевого сустава. Параллельно получает на область локтевого сустава парафиновые аппликации; электрофорез с NaСl или KI. Запрещается насильственное разгибание или сгибание в локтевом суставе, носить этой рукой тяжести.
Обсуждение материалов. Из всех 88 больных детей, которые получали вышеуказанное лечение только 70 (80 %) — функция в локтевом суставе восстановлена в полном объеме уже через 2,5-3 месяца. 13 детей получали с первого дня форсированную разработку с тонизирующим массажем мышц конечности; парафиновые аппликации; электрофорез с раствором лидазы. На контроле через месяц объем движений в пределах 30-40 градусов. Ребенок боится врача, щадит больную руку, при попытке определить объем движений в суставе определяется стойкая психогенная сгибательно-разгибательная контрактура. Произведена коррекция реабилитационного лечения. 4 больных выполнили рекомендации и спустя 4 месяца функция восстановлена на 85-90 %; у 9 больных, которые лечились собственным способом, пренебрегая педиатрической спецификой, функция восстановлена полностью спустя 6 месяцев; у 6 больных сгибание до 45 градусов, разгибание до 170 градусов.
Выводы
— В отличие от взрослых, детский организм не переносит насилия при разработке функции суставов, что необходимо учитывать при назначении реабилитационного лечения;
— Необходимо считаться и с психоэмоциональным фактором ребенка, который играет первостепенную роль при восстановлении функции сустава;
— Разработка функции локтевого сустава должна быть щадящей, нежной, дозированной — лучше всего в форме игры;
— После каждой разработки необходимо показать маленькому пациенту его результативность.
Библиографическая ссылка
Гарбуз И.Ф. РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ТРАВМЫ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 10-1. — С. 65-66;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8511 (дата обращения: 23.07.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Переломы у детей: особенности травм и методы реабилитации и лечения
У детей относительно упругие кости, плотная эластичная надкостница и хорошо развитые мягкие ткани, защищающие от переломов. Тем не менее уже в первые десять лет жизни каждый 15 россиянин перенес перелом [1] . К пятнадцати годам хоть раз в жизни носил гипс (или перенес операцию по поводу перелома) уже каждый восьмой ребенок. Чаще всего дети ломают кости предплечья — 37,4% всех переломов. Чуть реже повреждаются кости голени и лодыжки (22%), на третьем месте по частоте — переломы ключицы (9%).
Чем отличаются детские переломы от взрослых, возможные последствия травмы и современные методы восстановления — в нашем обзоре.
Особенности переломов костей у детей
Кости у детей содержат больше воды, органических веществ и меньше минеральных солей, чем у взрослых. Между эпифизами — «головками» трубчатой кости, где она сочленяется с суставом, — и диафизами — «трубками» кости с костномозговым каналом — у детей находятся хрящевые зоны роста. В этих зонах активно делятся клетки, обеспечивая постоянное удлинение костей. И это самый слабый участок детских костей. Увеличение костей в поперечнике происходит за счет костеобразования со стороны надкостницы, более толстой и эластичной. Эти особенности приводят к тому, что у детей появляются особые виды переломов, практически не встречающиеся у взрослых:
- надлом или перелом по типу «зеленой ветки» — перелом не «завершается», на противоположной участку перелома стороне кости надкостница остается целой;
- поднадкостничный перелом — сломанная кость остается покрытой неповрежденной надкостницей;
- эпифизиолизы, остеоэпифизиолизы, метаэпифизиолизы — разрывы по линии хряща зоны роста (механизм этой травмы соответствует механизму вывиха у взрослых, и клиническая картина часто похожа) с отрывом эпифиза от метафиза (губчатого вещества между эпифизом и диафизом) или с частью метафиза (зависит от анатомического строения конкретной кости);
- апофизиолизы — отрыв по ростковой зоне внесуставного «выступа» кости — апофиза, к которому крепятся мышцы.
В то же время у детей крайне активный обмен веществ, а значит, костная ткань обновляется быстрее, чем у взрослых. Поэтому и переломы срастаются быстрее, а образование ложного сустава или дефекта костей у ребенка скорее казуистика. Из-за активного роста у детей самопроизвольно устраняется смещение костных отломков, в связи с чем репозицию (совмещение костей) при переломах со смещением в детском возрасте обычно проводят без операции.
Виды и последствия переломов у детей
По типу воздействия переломы бывают травматические и патологические . Патологические переломы появляются, когда кость изначально ослаблена из-за нарушенной структуры (например, синдром несовершенного остеогенеза или «хрустального человека») или опухолей, кист, остеомиелита. Патологические переломы у детей случаются редко.
По характеру повреждений окружающих тканей переломы могут быть закрытые и открытые , когда острые концы костей «прорывают» мягкие ткани. Открытые переломы у детей — чаще всего следствие тяжелой сочетанной травмы (например, в результате автомобильной аварии), они требуют обязательного хирургического вмешательства.
По соотношению костных отломков переломы могут быть без смещения , когда отломки сохраняют нормальное анатомическое соотношение, и со смещением , когда они сдвигаются относительно друг друга. У детей переломы без смещения, как правило, имеют смазанную клиническую картину и их трудно диагностировать. Возможен ошибочный диагноз ушиба, и, как следствие, из-за неправильного лечения конечность может искривиться, а ее функция — нарушиться.
Переломы со смещением проявляются «ярче», оставляя меньше возможностей для диагностических ошибок. Из-за способности детских (особенно у пациентов до семи лет) костей самоустранять смещение в процессе роста допускается неточная репозиция (хирургическое сопоставление, или вправление, костных отломков) при переломах диафиза («тела» трубчатой кости). Но если смещение винтовое, исправить его нужно обязательно, такие изменения самостоятельно не корригируются (не исправляются). Тщательная репозиция необходима при внутрисуставных переломах, иначе функция сустава может нарушиться, вплоть до его полной неподвижности.
Повреждение зоны роста может вызывать ее преждевременное закрытие. Пораженная конечность будет расти тем медленнее, чем младше ребенок, и тем заметнее окажется отставание.
Особая группа переломов у детей — компрессионные переломы позвоночника , которые часто могут оставаться незамеченными. Они возникают при падении с относительно небольшой высоты (что вроде бы не дает повода для беспокойства) и плохо выявляются на рентгенограммах. Дело в том, что при компрессионном переломе позвонок приобретает клиновидную форму, и это единственный рентгенологический признак патологии. При этом у детей клиновидная форма позвонков — возрастная норма. Поэтому при подозрении на подобный перелом рекомендованы не просто рентгенограмма, но КТ или МРТ.
Этапы лечения переломов
Поскольку у детей симптомы перелома не так явно выражены, как у взрослых, до прихода врача (в случае сомнения) лучше действовать исходя из того, что перелом есть. Возможные признаки перелома :
- припухлость, отек, резкая локальная боль в зоне травмы, особенно при осевой нагрузке (давить не надо, можно легко постучать по пятке или основанию ладони);
- ограничение движений (пострадавший всеми силами «бережет» сломанную конечность);
- укорочение конечности;
- видимая деформация конечности (если голень согнута под углом, вопросов обычно не возникает);
- костный хруст при попытке движения.
До прихода врача нельзя:
- вправлять отломки при открытом переломе;
- пытаться вернуть конечности «правильную» форму;
- причинять дополнительную травму, снимая одежду (штанину или рукав нужно разрезать).
Пострадавшую конечность фиксируют шиной, под которую подкладывают мягкую ткань. Шина обязательно должна заходить за суставы выше и ниже области перелома.
Это важно!
В случае перелома или подозрения на перелом у детей конечность фиксируется «как есть», не надо пытаться что-то исправить — это задача врача. Крупные кости (бедро, голень) фиксируют двумя шинами по обе стороны конечности. Если перелом открытый, рану накрывают чистой марлевой салфеткой, которую по краям фиксируют пластырем.
После фиксации следует вызвать скорую, либо, если позволяет состояние ребенка, довезти его в дежурную травматологическую поликлинику. Можно дать ребенку парацетамол.
В медицинском учреждении сделают рентгенограмму. Иногда бывает, что по первой рентгенограмме точно диагностировать перелом не получается из-за возрастных особенностей. Тогда обязательна повторная ренгенография через семь-десять дней, когда из-за начавшейся консолидации (срастания) костей перелом на снимке станет заметнее. Поэтому, когда врач порекомендует сделать контрольный рентген через неделю, пренебрегать этой рекомендацией ни в коем случае не стоит.
Лечение переломов может быть консервативным и оперативным .
Методы лечения переломов у детей
94% переломов у детей требуют консервативного лечения [2] . Врач сопоставляет костные отломки и накладывает на конечность гипсовую лангету, неподвижно фиксируя область перелома и два смежных сустава. Кроме гипса могут быть использованы современные легкие материалы на основе пластика, благодаря которым можно принимать душ в период фиксации перелома. Продолжительность фиксации зависит от возраста ребенка и поврежденной кости и может составлять от 7 до 42 дней. Раз в неделю необходим рентгенологический контроль состояния костных отломков.
При переломах бедренной кости используют скелетное вытяжение, поскольку мышцы бедра слишком сильны и смещают отломки костей.
Операции для фиксации костных отломков у детей применяются редко. Показания к оперативному вмешательству следующие:
- внутри- и околосуставные переломы со смещением и ротацией костного фрагмента;
- при диафизарном переломе после двух-трех попыток репозиций сохраняется слишком сильное смещение отломков;
- открытые переломы;
- неправильно сросшиеся переломы с выраженной деформацией кости;
- патологические переломы;
- повреждение магистрального сосуда или нерва;
- межотломковая интерпозиция (между отломками костей оказываются мягкие ткани).
При операции чаще всего используют спицевой остеосинтез, т.е. соединение отломков костей посредством спиц, как максимально щадящий. Металлические пластины применяют у детей старшего возраста при скошенных и винтовых переломах диафизов крупных костей: бедренной, большой берцовой. При любом вмешательстве стараются не повредить ростковые зоны.
Реабилитационный прогноз и период восстановления
Реабилитационный прогноз у детей обычно благоприятен. Очевидно, что период восстановления будет зависеть от тяжести травмы: если перелом, например, ключицы без повреждения сосудисто-нервного пучка, скорее всего, не оставит после себя никаких последствий, то осложненный компрессионный перелом позвоночника может потребовать множество усилий для восстановления утраченных функций. Осложненный прогноз имеют и переломовывихи, внутрисуставные переломы: часто их следствием становится оссификация (сращение) сустава и ограничение его подвижности.
Процесс восстановления зависит не только от тяжести травмы и возраста пациента, но и от общего состояния организма и сбалансированного питания и подразделяется на три периода:
- Иммобилизационный — с момента оперативного вмешательства до консолидации перелома или формирования рубца, имеющего достаточную прочность. В этот период должны быть созданы благоприятные условия для правильного течения процесса восстановления.
- Постиммобилизационный — с момента снятия иммобилизации до улучшения состояния тканей и восстановления амплитуды движения, силы мышц. Важной задачей в этом периоде является максимальное препятствование сопутствующим нарушениям: атрофии, контрактурам, ригидности суставов и пр.
- Восстановительный — до полного восстановления поврежденного сегмента и восстановления двигательного мастерства.
Каждый период включает в себя несколько значимых задач и способов для их реализации, от которых будет зависеть дальнейший успех.
Занятия в периоде иммобилизации — это профилактика вторичных нарушений, которая включает:
- Идеомоторные упражнения — мысленное представление движения в поврежденном сегменте для профилактики координационных нарушений, сохранения динамического стереотипа.
- Упражнения на свободные от иммобилизации мышечные группы для сохранения подвижности, профилактика атрофии.
- Статические упражнения иммобилизированной конечности для поддержания тонуса мышц.
- Упражнения на противоположной конечности для улучшения трофики.
Занятия в постиммобилизационном периоде направлены на преодоление контрактуры:
- Упражнения на увеличение объема активных движений — профилактика контрактур или же их устранение.
- Механотерапия — добавление пассивного компонента движения.
- Правильное позиционирование конечности способствует профилактике или устранению контрактур.
- Упражнения в воде.
- Криотерапия — противоотечная мера, уменьшение боли. Может использоваться охлажденная вода при заживлении послеоперационной раны, лед в пакете.
Важно помнить, что как раз в периоде постиммобилизации достигается восстановление структурного компонента движения, подвижности, а в восстановительном периоде накладываются различные предметные действия с поврежденной конечностью, достигается утраченное двигательное мастерство или ловкость.
В этом периоде широко используются игровые методы реабилитации, например упражнения с мячом, вовлечение поврежденной конечности в повседневную бытовую активность.
Реабилитация детей после тяжелых переломов
На сегодня только 50% детей, нуждающихся в реабилитации, получают ее в государственных медицинских учреждениях.
У детей реабилитация отличается от нее же у взрослых: часто приходится работать не только с восстановлением утраченных навыков, но и формировать их с нуля — к примеру, многие родители детей младше шести лет жалуются, что после сращения перелома голени ребенка его приходится учить ходить буквально заново. Восстановление после травмы — комплексная задача, затрагивающая не только физические особенности, но и психику маленького пациента. Кроме того, дети нуждаются не только в медицинской, но и в социальной реабилитации. То есть восстановление ребенка после травмы — сложная комплексная задача, включающая медицинские, психологические, педагогические, социальные и физиотерапевтические формы работы. Выпадение любой из них часто ухудшает результат — и это еще одна проблема государственной медицины: жесткие ведомственные разграничения, мешающие координированной работе, которую в идеале должна выполнять мультидисциплинарная бригада специалистов.
Компенсаторные возможности детского организма крайне велики, но большинство специалистов подчеркивает: уже на этапе сопоставления отломков нужно обращаться с поврежденными тканями чрезвычайно бережно, выбирая минимально инвазивные методики — чем обширней вмешательство, тем хуже реабилитационный прогноз. То есть, по сути, медицинская реабилитация пациента начинается еще на этапе лечения, и очень важно не упустить время.
Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор
Мнение редакции
Реабилитационные центры обязательно должны обеспечивать высокий комфорт проживания маленьких пациентов: жизнеутверждающую эмоциональную атмосферу, игровые комнаты, приветливый персонал, полноценное и разнообразное питание и, конечно, возможность пребывания родителей, бабушек или дедушек на протяжении всего курса реабилитации. Поэтому обязательно контролируйте, какие условия созданы в медучреждении для пребывания ваших детей.
Источник